Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Столетие, как норма жизни

АксакалыЕсть такой интересный факт. В развитых странах, повсеместно, женщины живут в среднем на 6-8 лет дольше, чем мужчины. Это огромная разница. В 2015 году журнал Lancet опубликовал статью о том, что в богатых странах риск смерти мужчин в два раза выше, чем женщин в любом возрасте.

Супердолголетие и благоприятное социальное окружение

 

Но есть в мире одно место, где мужчины живут так же долго, как и женщины. Это удалённое место в горах, голубая зона, где супердолголетие — это обычное дело для обоих полов. Это голубая зона на Сардинии, итальянском острове в Средиземном море между Корсикой и Тунисом, там в шесть раз больше столетних долгожителей, чем в континентальной части Италии на расстоянии чуть более 300 км.

 

Это образ жизни

 

Там в десть раз больше столетних долгожителей, чем в Северной Америке. Единственное место, где мужчины и женщины живут одинаково долго. Но почему? Моё любопытство достигло предела. Я решила изучить статистику и обычаи этого места и начала с анализа генетики. Вскоре я выяснила, что гены влияют на долголетие лишь на 25%. Остальные 75% зависят от образа жизни. Так что же нужно для того, чтобы жить до 100 лет и дольше? Что именно они делают правильно? Перед вами вид с воздуха на Виллагранде. Это деревня в самом центре голубой зоны, куда я отправилась проводить исследование, и, как видите, красота архитектуры — это не главное достоинство этих мест, в отличие от плотности: расположенные близко друг к другу дома, переплетённые переулки и улицы. Это значит, что судьбы местных жителей постоянно пересекаются. И когда я шла по деревне, я чувствовала, как сотни пар глаз наблюдают за мной из-за дверей и занавесок, из-за ставен. Потому что, как все старые деревни, Виллагранде не уцелела бы без своей структуры, своих стен, своего собора, без деревенской площади, потому что укрепления и общественная сплочённость определили её внешний вид.

Городские приоритеты изменились с приходом промышленной революции, потому что главной опасностью стали инфекционные заболевания. Но что происходит сейчас? Сейчас социальная изоляция является угрозой здоровью общества. Сейчас треть населения заявляет, что они могут положиться только на двух или менее человек. А теперь, для сравнения, давайте отправимся в Виллагранде и познакомимся с несколькими долгожителями.

Это Джузеппе Мурину. Ему 102 года, он супердолгожитель, и всю свою жизнь он прожил в Виллагранде. Он очень общительный. Он любил пересказывать истории, например, о том, как он жил, словно птица, питаясь тем, что находил в лесу во время не одной, а двух мировых войн, как он и его жена, которой тоже больше 100 лет, вырастили шестерых детей в маленькой уютной кухне, в которой я брала интервью. На этом снимке он со своими сыновьями Анжело и Доменико, обоим уже за 70, и они присматривают за своим отцом, и они оба отнеслись с большим подозрением ко мне и моей дочери, которая приехала со мной в эту исследовательскую поездку, потому что обратная сторона общественной сплочённости — это осторожность по отношению к чужакам и незнакомцам. Но Джузеппе не был подозрителен. Он был беззаботным парнем, очень дружелюбным и позитивным. И у меня возник вопрос: не в этом ли кроется секрет долголетия, в позитивном отношении к жизни? На самом деле нет.

 

И самый сварливый человек из всех, кого я встречала.

 

Это Джованни Корриас. Ему 101 год, самый сварливый человек из всех, кого я встречала.

(Смех)

Он опроверг мнение, что нужно быть позитивным, чтобы прожить долгую жизнь. И вот доказательство. Когда я спросила его, почему он так долго живёт, он тяжело посмотрел на меня из-под нависших бровей и прорычал: «Никто не должен знать мои секреты».

Но несмотря на то, что он старый ворчун, его племянница, которая жила с ним и ухаживала за ним, называла его «Il Tesoro» — «моё сокровище». И она уважала и любила его, и на мой вопрос о её потерянной свободе, она ответила: «Вы не понимаете, не так ли? Заботиться об этом человеке — настоящее удовольствие. Это огромная привилегия для меня. Это моё наследство». И действительно, куда бы я ни пошла, чтобы поговорить с долгожителями, повсюду на кухнях были застолья. Здесь Джованни со своими двумя племянницами, за ним Мария и рядом с ним внучатая племянница Сара, они зашли, когда я была там, и принесли свежие фрукты и овощи. И я скоро осознала, просто присутствуя, что люди в голубой зоне, когда стареют, и, конечно же, в течение всей своей жизни, всегда окружены родственниками и друзьями, рядом с ними их соседи, священник, бармен, бакалейщик. Люди всегда рядом или часто навещают. Их никогда не оставляют жить в уединении. Этим они отличаются от остальной части развитого мира, где, как заметил Джордж Бернс: «Это счастье иметь большую, любящую, заботливую семью в другом городе».

И женщины

 

Итак, пока мы познакомились только с мужчинами-долгожителями, но я встречалась и с женщинами, и перед вами Зия Тереза. Она, в возрасте более 100 лет, научила меня готовить местный деликатес, который называется кулурджонес, это вот такие кармашки из теста, как равиоли вот такого размера, вот такого размера с начинкой из жирного сыра риккота и мяты, пропитанные томатным соусом. Она показала мне, как правильно залепить тесто по краям, чтобы они не открывались, и она с дочерьми готовят их каждое воскресенье и раздают дюжинами соседям и друзьям. И в тот момент я поняла, что низкокалорийная пища без глютена не является секретом долголетия в голубой зоне.

Питание, физическую активность, семейное положение,

Эти истории долгожителей, а также подкрепляющие их научные факты, побуждают меня задавать себе вопросы, такие как, когда я умру и как я могу отложить этот день? И сейчас вы убедитесь, что ответ весьма неожиданный. Джулианна Холт-Ланстед, исследователь университета Бригама Янга, задавала этот же самый вопрос в серии своих исследований десятков тысяч людей среднего возраста, примерно как аудитория в этом зале. И она изучила каждый аспект их образа жизни: питание, физическую активность, семейное положение, как часто они ходили к доктору, курили ли они или употребляли спиртное и так далее. Она записала все данные, после чего вместе со своими коллегами она сидела и напряжённо ждала семь лет, кто из них останется в живых. И для тех, кто ещё дышал, что помогло больше всего сократить риск смерти? Таким был её вопрос.

Давайте посмотрим на полученные ею результаты, двигаясь от наименее значимых факторов к наиболее влиятельным. Хорошо?

Итак, чистый воздух, что прекрасно, не определяет, как долго вы проживёте. Лечите ли вы своё повышенное давление, что замечательно. Но также не особенно влияет. Есть ли у вас лишний вес, можете больше не винить себя, потому что это всего лишь третье место.

Следующий фактор — как часто вы занимаетесь спортом — по прежнему средний показатель. Занятия спортом во время реабилитации после сердечного приступа, поднимаемся выше.
Прививались ли вы от гриппа. Кто-нибудь из вас знал, что прививка от гриппа защищает вас лучше, чем спорт?
Если вы выпивали и бросили или пьёте в умеренных дозах, если вы не курите, или курили, но бросили, и в самом верху этого списка находятся два аспекта вашей социальной жизни.

 

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск