Что понимать под медиацией?

Содержание материала

Диана КоэнМного проведено дискуссий в сообществе посредников-медиаторов по поводу обоснованности различных подходов к медиации. В последние годы эта дискуссия несколько притихла, но все еще просматривается «под водой». Однако по моему мнению, некоторые из различий заключаются не стиле медиации, а в предлагаемых услугах. Мнение Дайаны Коэн

 

Гибридная услуга

Некоторые посредники предлагают целый пакет услуг — т. е. гибридные услуги (hybrid services), возможно, не осознавая того сами. Гибридная услуга уже в силу своей природы, способ к которому прибегает медиатор, мнения по вопросу - это костяк медиации, он обеспечивает контекст для понимания обсуждаемых вопросов (задает рамки и точку зрения на конфликтную ситуацию), или оказывает воздействие конфликтующие стороны, стимулирующее их к урегулированию конфликта.
В примерах ниже я раскрою основы моей убежденности. Договаривающиеся стороны, которым оказывается гибридная услуга, в целом должны понимать, что баланс власти и сил может измениться за столом переговоров , и одна из сторон может ощущать давление, понуждающее её к соглашению выработанному другой стороны, если это совпадает с позицией посредника. Этот тип "посредничества" будет является чем то средним между медиацией -фасилитацией посредничества и арбитражом. Развивая мысль Дианы Коэе (Diane cohen), предлагаем фрагмент из нашего пособия по электронному курсу медиации. Итак, какие стили посредничества различают практики.

Медиатор-фасилитатор


Слово «фасилитатор» происходит от англ. «Facilitative mediator» (перевод). Усилия такого посредника направлены на помощь конфликтующим сторонам в поисках обоюдоприемлемого урегулирования ситуации. При этом выбор наилучшего варианта решения всецело остается под контролем самих сторон, фасилитатор лишь помогает им в выборе, в первую очередь, «увеличивая подлежащий разделу пирог» (2) (по возможности поясните, что здесь подразумевается). Если в процессе медиации сторонам потребуется правовая или финансовая помощь, они могут получить ее у других профильных специалистов.

 


Роль медиатора-фасилитатора наглядно показана на примере. Итак, нотариальная контора (отдельно стоящее двухэтажное здание) и склад автозапчастей располагались по соседству. Собственник склада внес «улучшения» в работу системы центрального отопления таким образом, что на складе температура поднялась и стала весьма комфортной, зато в нотариальной конторе похолодало до 16 градусов. Поначалу это не причиняло особых неудобств сотрудникам конторы, однако когда наступили сильные морозы, тут и проявился латентный (то есть скрытый) конфликт. Температура в системе центрального отопления упала ниже нуля, вода в трубах замерзла. За время новогодних каникул лед в отопительной системе конторы растаял, трубы лопнули и вода обильно залила пол, обои, дорогую мебель и часть оргтехники. Налицо убытки в виде реального ущерба. Кроме того, нотариусу пришлось закрыть часть помещений и сократить время приема посетителей. Поскольку других нотариусов поблизости не было, возникли длинные очереди. Посыпались жалобы от пожилых граждан, вынужденных часами ждать приема. Частный конфликт возымел социальные последствия.
Обратившись к медиатору, нотариус поставила условие: постараться разрешить конфликт без суда, поскольку она отчетливо представляла себе длительность и сложность судебных тяжб. В процессе нескольких сессий переговоров нотариуса и собственника склада при участии медиатора выяснилось, что здание нотариальной конторы получало тепло от трубопровода, проходящего по территории склада. Владелец склада шунтировал систему отопления, тем самым увеличив теплопоток для собственного здания. Нотариальная контора теперь запитывалась от теплоносителя, который уже отдал свое тепло складу (так называемая «обратка»). Все схемы, техпаспорта и проект были подписаны специалистами Ростехнадзора и энергоснабжающей организации.
Таким образом, роль медиатора заключалась лишь в настойчивом назначении встреч с владельцем склада, человеком интеллигентным, но немного взвинченным от постоянной рабочей суматохи. Решение конфликта было найдено в течение трех недель. Владелец склада взял на себя расходы на подрядные работы по приведению теплосети в состояние, предусмотренное проектом, а также направил своих сотрудников для поклейки новых обоев на первом этаже нотариальной конторы. Чтобы загладить вину за испорченную мебель и оргтехнику, владелец склада за свой счет отремонтировал автомобиль нотариуса — дорогую иномарку. Переговоры, которые начинались неохотно и натянуто, закончились уступками, извинениями и улыбками. Отношения стали не то чтобы дружескими, но по крайне мере добрососедскими, что обычно исключается после судебных тяжб.