Итак мы выполнили возложенную на нас миссию. Оспорили в суде отказ Росреестра в регистрации первого СРО медиаторов. Осудили практику под девизом "СРО за 1 день". Но суд не поддержал наших доводов. Что же теперь будет? - Всё просто. Вместо само-регулирование будет чиновничье регулирование рынка медиации.
Нет госполитики? - будет по внутреннему убеждению чиновника
Дело по нашему иску против Росреестра в картотеке арбитражных дел. Конечно решение суда имеет ряд слабых мест: выводы суда противоречат доказательствам дела и полностью повторяют позицию Росреестра, суд неправильно истолковывает закон «О медиации»* и закон «О саморегулируемых организациях». Суд не объясняет мотивов по которым оно отвергает наши доводы.
Стоит ли попросить денег из бюджета (грант) на то, чтобы спорить с самой судебной системой? - Нет, пожалуй, это будет путь, заводящий в тупик.
Наша целевая аудитория
— это средний класс, это гражданское общество, и лучше мы направим наш небольшой бюджет на создание информационной площадки для диалога с ним! Не громкие «титулы», «навороты» и «прибамбасы» интересуют нас, а профессиональное становление. Что медиаторов не ставили в одни ряд с «гадалками, целителями, экстрасенсами» и др. Вести просветительскую работу в одиночку — чрезвычайно дорого. СРО медиаторов без принятой гос политики в сфере медиации - это автомобиль в неработающим двигателем.
Вместо того, чтобы упражняться схоластике мы решили потратить сбереженные средства и силы на создание этого портала для становление профессиональной медиации в России.. Наш информационный обмен является полной противоположностью тому, как это это происходит сейчас в сфере медиации. Как например, участие на круглом столе, цена билета от 5 тыс. до 50 тыс. будут делиться опытом (в престижном здании поближе или в самой ГосДуме РФ) и обсуждать законопроект изменений в закон «О медиации», который опять же, нигде не опубликован. Приедете?
Мы - часть мирового сообщества медиации
- Спасибо за приглашение, отвечаем мы, но давайте будем отчётливо представлять, что Россия находится на периферии индустрии посредничества, примерно в конце 70-ых годов. Мы же стараемся стать частью мирового сообщества в сфере медиации и делаем упор на новые информационные технологии. Так чему, Вы говорите, хотели бы нас научить?
Не сошлись в толковании закона
Внимательно прочитав решение суда Вы увидите, как толкует суд. Ст. 18 закона «О медиации» Для регистрации СРО медиаторов необходимо 20 юридических Лиц. и(или) 100 физических лиц. Как мы понимаем эту норму? Вот так: а) саморегулируемая организация медиаторов может состоять как из организаций медиаторов, так и медиаторов -физических лиц. б) Для регистрации СРО достаточно, чтобы в ней состояло, как минимум 20 организаций медиаторов, либо как минимум 100 медиаторов физических лиц. Здесь утверждение «а» соответствует союзу и, а утверждение «б» - союзу или. Чтобы понять смысл, а не форму закона, представим себе, что СРО медиаторов уже создано, в нем уже состоит 20 организаций и 100 медиаторов. И предположим, что уходит 1 организация. Какие это влечет последствия? Я задавал этот вопрос Росреестру и получил ответ : мы подадим иск о исключении такого СРО медиаторов из государственного реестра. Аналогичная реакция ожидается в случае 20 организаций и 99 физ лиц. Хотя при этом если уйдут ВСЕ физические лица либо ВСЕ юридические лица, то следуя логике Росреестра, количества членов в СРО будет достаточным. Развивая его логику можно дойти до того, что законодатель подразумевал разделение СРО медиаторов по принципу объединения профессиональной деятельности — для медиаторов физ лиц, и предпринимательской деятельности — для медиаторов организаций. Именно этот вывод горячо и эмоционально отстаивали представителя Ростеестра Однако такой вывод противоречит тому, что деятельность в сфере медиации не относится к предпринимательской. Нельзя же относить социальные инновации в сфере медиации к разряду предпринимательской деятельности исходя лишь из одной организационно-правовой формы, как предлагает Росреестр! Кроме того, обязанность «принудительного исключения» определенной группы членов СРО в зависимости от действий, т. е. выхода лишь одного участника СРО, вытупает в проитвоечие с принципом добровольного участия в саморегулируемых организациях.
Конструктивные последствия
Радует то, что в названном Решении первой саморегулируемеой организации медиаторов, суд придерживается версии "рекомендаций" Росреестра в части программ подготовки медиоторов. Итак, ранее обученным медиаторам рекомендуется обучиться по программе подготовки медиаторов утв. Правительством РФ и приказом Минобранауки 187. Но никто не обязывает их это делать! Так что медиаторы со стажем могут работать, как и работали, и без доп. проф. обучения утверждать медиативные соглашения. Так что мы внесли свою лепту в становление благоприятного климата медиации в России!
Ну и кроме того, мы получили информацию "из первых рук", касающуюся готовности самой судебной системы к социальным инновациям в сфере медиации. Теперь можно понять почему на 14 млн. дел утверждено менее 10 медиативных соглашений.