Не секрет, что проблема доступности правосудия более, чем актуальна для современного общества. Касается она не только России, но ряда др. стран. Само понятие справедливости, торжества закона относится к базовым потребностям любого общества. В наш стремительный век всё сложнее "разрешить" спор в суде за разумный срок и разумный бюджет, и главное такое решение всё реже ассоциируется у сторон спора со справедливостью. Медиация — это органичное дополнение традиционному судебному разбирательству, этот институт гражданского общества. Без медиации общество не может быть подлинно свободным. ** Что обретает общество в целом, где используется медиация?
Медиация — это «тонкая» технология
В отличие от жестко регламентированных судебных процедур, описанных в процессуальных кодексах, медиация — это набор общих принципов, концепций, стилей. Легко вынести неправосудное решение, но сложно провести формальную медиацию. Крайне сложно и зачастую невозможно, заставить стороны сделать то, что противоречит их доброй воле. Поэтому умение искать варианты урегулирования конфликтной ситуации, опираясь на добрую полю сторон, их активное соучастие, стимулировать стороны к принятию ответственности — это настоящее искусство.
Банк конструктивных способов разрешения конфликтов
Спорящие стороны и общество в целом могут нарабатывать конструктивные способы заключения сделок, их расторжения, изменения. Важно при этом не «замыкаться» в узко отраслевых рамках одной лишь юриспруденции (психологии, экономики). Потому что редуцировать сложные социальные отношения к сильно упрощенной модели равносильно потере тех богатейших возможностей, которые дает междисциплинарный подход медиации.
Мы любим рассматривать на занятиях кейсы, которые не имеют решения в «юридической плоскости», мы разрушаем стереотипы того, что хороший медиатор — это прежде всего юрист или адвокат. (Как раз таки представители этих профессий чаще выбирают состязательный подход!)
Если абстрагироваться от юриспруденции
Завершение конфликта происходит тогда, когда стороны приходят к согласию и оформляют это с помощью заключения сторонами медиативного соглашения. Стороны конфликта могут:
- произвести обмен теми ценностями, ресурсами которыми располагают, либо теми которыми будут располагать в будущем, оговорить при этом график отсрочки / рассрочки;
- принять на себя обязательства воздержаться от определенных действий, т. е. добровольно ограничить свои права в интересах другой стороны;
- прекратить недружелюбные действия в отношении друг-друга, как например отозвать претензии, судебные иски, загладить причиненный вред принесения извинений или путем предоставления отступного, т. е. ценностями, ресурсами которые находятся под их контролем.
- снять возможное беспокойство стороны спора по поводу исполнения обязательства путем «вручения ей ключей», позволяющих обрести контроль над ситуацией, т. е. обеспечительного обязательства. Обмен таким ключами может быть взаимным, так что дальнейшее управление ходом сделки осуществляется на паритетных началах;
- договориться о графике очередности использования ограниченных ресурсов, принять на себя добровольные меры по сбережению этих ресурсов и санкций за расточительное использование;
- прибегнуть и к другим возможным способам урегулирования конфликтной ситуации, допустимым с позиции социальных и юридических норм.
(Юристы могут заметить аналогии со статьями Гражданского кодекса. Хотя абстрагируясь от норм права мы приобретаем дополнительные возможности, о которых ещё будет рассказано). Обобщая сказанное, заметим, что во всех перечисленных случаях происходит обмен. Теория обмена предполагают, что основу соц. жизни составляют вознаграждения (rewards) и затраты (costs), которые опосредуют отношения людей друг с другом. Считается, что различия в характере и типах этой взаимосвязи ответственны за такие феномены как социальный статус, социальное влияние или власть, а также групповая сплоченность, соперничество/сотрудничество и выработка социальных норм.
Жесткие способы разрешения конфликтов не отвечают потребностям современного общества
Всё перечисленное предполагает групповую солидарность, консенсус. Овладевая социальными технологиями эффективного взаимодействия, общество накаливает социальный капитал.
Завтра здесь будет приведен конкретный кейс из нашей практики.
----------
* По Пьеру Бурдьё, социальный капитал является продуктом общественного производства, материальных и тем самым классовых практик, средством достижения групповой солидарности. Последователи Колмана рассматривают социальный капитал как атрибут индивида, дающий ему серьезные преимущества в достижении жизненных целей, карьере, защите имущества, доступе к информации
Источник http://bourdieu.name/content/social-capital
** Еще Иммануил Кант считал, что свобода покоится на трёх столпах Конституции, рыночной экономике и гражданском обществе.