На протяжении ряд лет мы проводим занятие по Гарвардскому методу принципиальных переговоров. Он очень востребован в самых разных сферах. По словам Уильяма Юри и Джима Меламеда, наш век — это век индустрии посредничества, когда востребованы специалисты, умеющие разрешать конфликты быстрее, лучше, чем это традиционно делали суды. Сегодня мы рассмотрели интересные кейсы для демонстрации силы и ограничений метода.
Обычно переговоры начинают изучать с Гарвардского метода, затем следуют грязные приемы и способы борьбы с ними. Но вот проблема, Гарвардский метод не всегда работает на практике!
Отделить людей от проблемы
Хорошее пожелание, но как быть если люди и есть ПРОБЛЕМА? Задается вопросом Леонард Рискин, медиатор из США. Он кстати предложил оригинальную классификацию стилей медиации, широкий узкий подход, ввел понятие "континуум проблем".
Исходить из интересов, а не занимаемых позиций.
Традиционно фазовая модель медиации, ориентированная на решение проблем (problem solving) предполагается, что стороны имеют "узколобое" мышление, они ведут позиционный торг, а медиатор помогает им исходить из интересов и ориентирует их на заключение медиативного соглашения.
Может ли такой подход помочь в решении конфликта на расовой почве? ("само собой разумеется", что люди определенного цвета кожи, формы черепа и т.д. превосходят других и более успешны в чем-то).
Как Вы полагаете интересы сторон конфликта могут быть обусловлены социальными причинами? Т.е. есть расхожее мнение, что интересы исходят изнутри самого индивида и как бы "источаются" им на окружение, и там где интересы противоречат - конфликт,
А что если наоборот? Интересы - это результат нашего воспитания, установок, культуры . . . того, что именуется само собой разумеется .
Использовать объективные критерии
В отношении объективных критериев тоже всё не просто. Особенно в наш информационный век, когда подвергается сомнению многое. Независимая оценка, например, научное звание, диссертация.
Выигрыш-Выигрыш
Конечно эта тактика наиболее успешна в переговорах! Вот пример.
Презентация к предстоящему занятию.