Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Путь к миру и навыки миротворчества

Владимир Федоров«Каким бы ни был конфликт - внутренним, межличностным или международным - у христиан есть средство его уладить. Почему же с ростом Церкви не прибавляется мира на нашей многострадальной планете? Помимо множества ответов - социологических, духовных, пророческих - есть один, от которого нельзя уйти. Причина того, что мир не становится спокойнее, - в том, что христиане утратили видение путей к миру и навыки миротворчества» * .

* Де Боно Э. Конфликт и примирение, ИРХЛ, 2011 год, 112 стр.

Владимир Филлипович Фёдоров (СПбГУ) рассказывает о духовности в современном российском обществе, онлайн образовании и религиозном экстремизме. Беседу проводит Марат Александрович Авдыев

Необходимость подготовки специалистов, анализирующих этнорелигиозные конфликты очевидна, а за последние два десятилетия потребность эта неизмеримо выросла. Дело в том, что в ряде стран и, в частности, в России религиозная ситуация изменилась, возрос интерес к религии, активно распространились новые религиозные движения, все чаще мы слышим о проявлениях религиозного экстремизма.

 


По определению, которым руководствуется Госдума РФ, «религиозный экстремизм понимается как социально-политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из религиозно-правовых норм и догм. Как приверженность к крайним взглядам и действиям, он проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии (внутриконфессиональный и межконфессиональный экстремизм) и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий» [12, с.1].  Здесь экстремизм - это крайняя нетерпимость, то есть интолерантность. Причем отмечается, что эта нетерпимость может быть и внутриконфессиональной. Такого рода конфликты имеют место между представителями обскурантистско-консервативного крыла и творчески ориентированными представителями живой традиции. И те, и другие стремятся опираться на традицию, но понимают ее по-разному. Первых называют обычно фундаменталистами, последних либералами. Однако в понимании религиозного фундаментализма и религиозного либерализма встречается много путаницы. Это понятие, как и понятие религиозный фанатизм заслуживают отдельного анализа.

Программа курса «Религиозная конфликтология

В качестве результата исследования предлагается программа курса «Религиозная конфликтология», существенно отличающегося от курса в Казанском университете, и от курса в Алтайском государственном университете.

 

Ее основные главы:

1. Религиозная конфликтология в ситуации нарастающей глобализации и секуляризации и обзор современных этно-религиозных конфликтов. 2. Конфликтологический анализ разделений в христианстве на протяжении всей его истории.

3. Конфликтологический анализ основных разделений в мусульманстве на протяжении всей его истории, а также в некоторых традиционных религиях.

4. Религиозный экстремизм, радикализм и терроризм как следствие личной и социальной патологии.

5. Религиозный фундаментализм как фактор религиозной активности и одновременно фактор секуляризации современного общества.

6. Конфликт фундаменталистского и творческого подходов к пониманию христианской миссии в современном мире.

7. Религиозно-психологический анализ категорий «толерантность» и «интолерантность» в современной социально-политической полемике.

8. Психология нетерпимости и ксенофобия как факторы этно-религиозных конфликтов.

9. Религиозно-психологический анализ категории «религиозный плюрализм».

10. Антисемитизм как классический пример этнорелигиозного конфликта и его рецидивы в современном мире.

11. Религиозный фанатизм как предмет исследования религиозной конфликтологии. 

12. Экуменическое движение как ресурс преодоления этно-религиозных конфликтов.

13. Миссия примирения в христианстве как религиозный ресурс для профилактики и разрешения всякого рода конфликтов.


Религиозная иринология.


Последнюю тему можно выделить особо. Основываясь на Концепции миссионерской деятельности РПЦ [8, с.3], естественно признать задачу служения примирению как миссию Церкви, как задачу для каждого члена Церкви быть свидетелем примирения. Примирение— понятие многозначное. Это и восстановление гармонии после конфликта, и окончание вражды между двумя сторонами. Для христиан примирение относится к процессу, который начинается с прощения прошлых поступков и заканчивается миром. Понимание мира как ценности, стремление к примирению человека с Богом, человека с человеком и человека с природой—творением Божиим, присуще всем авраамическим религиям. Во второй половине ХХ века в христианском богословии появилось множество теологических текстов, которые стали называть «богословием мира» и обозначили это направление словом с греческим корнем «иринология» (в некоторых российских светских текстах вариант «иренология»). Встречается также название «мирология».
В качестве предварительной оценки актуальности исследований в сфере обсуждаемой проблематики предпринята попытка оценить статистику публикаций в базе РИНЦ по темам «религиозная конфликтология» (56 публикаций), «духовный интеллект» (289 публикаций), «религиозный интеллект» (6 публикаций), «иринология» (2 публикации), «иренология» (8 публикаций), которые содержат соответствующие понятия не только в названии, но и в тексте.

 


 Выводы


В разработке предлагаемого миротворческого направления в богословском и светском религиоведческом образовании имеет смысл опереться на практическое руководство современного психолога, специалиста по творческому мышлению Эдварда де Боно. Он в предлагаемом им пособии утверждает:
«Каким бы ни был конфликт - внутренним, межличностным или международным - у христиан есть средство его уладить. Почему же с ростом Церкви не прибавляется мира на нашей многострадальной планете? Помимо множества ответов - социологических, духовных, пророческих - есть один, от которого нельзя уйти. Причина того, что мир не становится спокойнее, - в том, что христиане утратили видение путей к миру и навыки миротворчества» [6].
Однако, в православной публицистике существует острая критика этого направления богословской мысли и обвинения его в модернизме [3, с.11]. Это типичный пример внутриконфессионального конфликта фундаменталистской и творческой установок. Анализ этого конфликта требует особого подхода. Сегодня представляется продуктивным использование категорий «духовный интеллект» и «религиозный интеллект». Обсуждение концепции духовного интеллекта – это особая тема, и необходимо сосредоточиться на исследовании гипотезы, согласно которой проявление религиозного экстремизма это - следствие дефицита духовного интеллекта. Результаты статистических наблюдений свидетельствуют о малой разработанности темы «религиозная конфликтология».

 Заключение


Принципиально важно подчеркнуть, что предложение курсов «религиозная конфликтология» и «религиозная иринология» – это плод междисциплинарных исследований в области социальной психологии, психологии кризисных и экстремальных ситуаций, психологии личности, социологии религий, политологии, религиоведения и богословия. Эти курсы ставят своей задачей не только знакомить с развитием и достижениями науки конфликтология, но и способствовать научению, в частности, искусству медиации, чтобы овладеть практикой профилактики и разрешения конфликтов.

Литература, источники.


1. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. М., ЩИТ-М, 2004.
2. Антонян Ю.М. и др. Этнорелигиозный терроризм. М. Акцент Спектр. 2006.
3. Вершилло Р. Мирология. Сайт Антимодернизм. http://antimodern.ru/mirology/ (21.03.2018)
4. Галихузина Р.Г. Программа дисциплины Религиозная конфликтология Б3.ДВ.6. Направление подготовки: 034000.62 - Конфликтология
http://kpfu.ru/pdf/portal/oop/53212.pdf (21.03.2018)
5. Грановская Р.М. Психология веры, 2-е изд. «ПИТЕР», 2010,
6. Де Боно Э. Конфликт и примирение, ИРХЛ, 2011 год, 112 стр.
7. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 244 с.
8. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (21.03.2018)
9. .Майерс, Дэвид Дж. Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 800 с.
10. Меженина О.В. Религиозная конфликтология. рабочая программа дисциплины. Алтайский государсвенный университет. 2017 https://www.asu.ru/sveden/education/programs/subject/103801/ (21.03.2018)
11. Религиозная конфликтология//Сайт РХГА. http://www.rhga.ru/education/obrprog/obrprog.php?ELEMENT_ID=150
12. Религиозный экстремизм: сущность, разновидности, причины активизации// Информационно-аналитические материалы Государственной Думы. Аналитический вестник, 2004. Выпуск 10. Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт. http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14152 (21.03.2018)
13. Травина Е. М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в совре­менном мире: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 256 с.

 

 

Отрывок из работы 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭТОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федоров В.Ф. В сборнике: ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ИСКУССТВО И ПРИЗВАНИЕ Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В двух томах. Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. 2018. С. 595-600.

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск