Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Религиозные конфликты

Медиация в религиозных конфликтах - И в светских государствах не просто

И в светских государствах не просто

В светских государствах мусульманам уже сложнее отстоять свои обычаи. И это касается не только Европы и Америки: Турция, в которой 95 % населения мусульмане, проводит иную политику, нежели Иран и другие ортодоксальные исламские государства. Она защищает свой статус светской страны, зафиксированный в 1924 году в Конституции. Будучи секулярным государством, Турция ограничивает ношение женщинами традиционных мусульманских головных платков. По закону турчанка не имеет право носить хиджаб на работе и в общественных местах. Запрет коснулся женщин, работающих преподавателями, юристами и состоящих на государственной службе. Нарушительницам грозит штраф или увольнение. Сотрудницам больниц тоже запрещено носить головной платок, но в этой сфере на подобные нарушения смотрят сквозь пальцы. Прежде ограничение распространялось и на студенток, но в 2010 году оно было отменено: власти опасались, что тогда слишком мало женщин решится идти получать образование. Действительно, по статистике на 2010 год хиджаб носили 60 % турчанок. Немалая часть населения была против светского взгляда на мусульманский женский наряд, из-за чего нередко происходили неприятные инциденты, столкновения между сторонниками и противниками секуляризации и протесты.

Не пустили правоверных на бал

Поскольку правила не делают исключений ни для кого, независимо от социального статуса, в неловкие ситуации попадали и высокопоставленные дамы. В 2006 году президент Турции Ахмет Недждет Сезер не позволил членам Партии справедливости и развития (ПСР) ввести на бал в честь независимости Турции жен, чьи головы были покрыты платками. Он сказал, что это будет выглядеть компрометирующе и подорвет основы секулярности государства. В 2007 году Эмин Эрдоган, жену премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, не пустили в больницу, потому что она отказалась достать из своего головного убора булавку, которая держала хиджаб крепко завязанным вокруг головы и шеи.

Открой личико

В 2011 году Франция запретила ношение сплошных покрывал, скрывающих лицо. Она стала первой европейской страной, наложившей ограничения на одеяние, ношения которых многие мусульмане считают религиозным долгом. Власти аргументировали свое решение мерами безопасности и отрицали религиозный подтекст. Закон запрещает ношение данного типа наряда в публичных местах, включая улицы и магазины. Полицейские не имеют права снимать сплошные покрывала с задержанных, но могут арестовать нарушительниц и оштрафовать их на 150 евро или отобрать у них документ, подтверждающий гражданство. Любой, кто будет принуждать женщину скрывать за одеянием лицо, может быть лишен свободы на срок до года или оштрафован на сумму до 30 000 евро. По примерным подсчетам правительства на год, когда был принят запрет, паранджу или никаб носили от 350 до 2000 женщин из всего исламского населения Франции, составляющего по разным данным от 4 до 6 млн жителей.

Пусть меня похоронят в никабе!

Несмотря на то что у закона немало сторонников, многие мусульмане встретили нововведение бурными протестами и негодованием. 31-летняя Карима, попросившая, чтобы ее называли только по имени, родилась во Франции. С 15 лет она носит никаб – мусульманский женский головной убор, закрывающий все лицо и имеющий лишь тонкую прорезь для глаз. Француженка-мусульманка сказала, что у нее такое чувство, будто Франция предала ее. "Это как если бы я была замужем за мужчиной, который плохо обошелся со мной, но я бы все равно его любила, – рассказывает опечаленная Карима. – Как если бы у него наступил кризис личности, но я все равно осталась бы с ним после 31 года брака". Женщина занимается бизнесом, пользуется общественным транспортом, но утверждает, что вуаль с лица снимет лишь в том случае, если ей надо будет пройти проверку на идентификацию личности. "Я не сниму [никаб], – воинственно заявляет она. – Меня похоронят в нем".


В первые дни после принятия закона об ограничениях в религиозной одежде начались акции против нововведения. Впрочем, первая из них была вполне мирной и немногочисленной: полиция арестовала двух женщин в традиционном мусульманском облачении, закрывающем лицо. Дамы скромно стояли возле Нотр-Дама, демонстрируя таким образом отрицание введенных ограничений. По официальному заявлению арестовали их не за ношение запрещенного наряда, а за несанкционированный протест. "Я здесь не ради провокации, а чтобы защитить мои гражданские права и свободы в качестве гражданки Франции", – сказала Кенза Дриде, одна из протестующих.
Другие страны по примеру Турции и Франции тоже занялись вопросом допустимости некоторых мусульманских нарядов. В Албании рассматривается законопроект о запрете хиджаба в общественных школах, впрочем, в этой стране такое облачение вообще редкость. Ограничения на ношение никаба и паранджи действуют в некоторых районах и отдельных городах Бельгии. В 8 из 16 земель Германии хиджаб нельзя носить учительницам. Правительство Косова запретило ношение головных платков в школах в 2009 году, что вызвало протест, в котором приняли участие 5000 человек в столице страны Приштине. Ношение паранджи и других исламских традиционных одежд, закрывающих лицо, запрещено в Голландии, Швейцарии и некоторых районах Испании. В Дании запрета на религиозную исламскую одежду нет, но судьям запрещается облачаться в мусульманский головной платок. Впрочем, запрет распространяется и на символику других конфессий: дабы подтвердить свою религиозную и политическую нейтральность, судьи не должны носить никаких знаков их вероисповедания, в том числе крестиков и кип (ермолок) – традиционных еврейских головных уборов.

Христианская доктрина или политика компании?


Проблемы с религиозной атрибутикой возникали и в Великобритании. В 2006 году сотрудница авиакомпании British Airways Надя Эвейда была уволена из-за того, что у нее на шее висел крестик в рабочее время: это противоречило правилам ношения формы. Через год Эвейда смогла вернуться на прежнюю должность, так как предписания изменились. Однако она подала жалобу в ЕСПЧ, поскольку британский суд по вопросам, касающимся работы и трудоустройства, в удовлетворении иска отказал. Суд аргументировал отказ тем, что ношение креста не является необходимым условием соблюдения христианской доктрины, и если это противоречит политике компании в отношении униформы, необходимо следовать правилам организации. Однако Страсбургский суд постановил, что в данном случае запрет на ношение крестика нарушил право открыто заявлять о своих религиозных предпочтениях.
Вместе с жалобой Эвейды рассматривалось и дело сотрудницы одной из британских больниц Ширли Чаплин. Начальство неоднократно просило ее не надевать крестик или по крайней мере убирать его под одежду. Чаплин не согласилась, и ее уволили. Не удовлетворившись отказом национального правосудия, медсестра обратилась в ЕСПЧ, однако там мнение заявительницы не поддержали. В отличие от случая Эвейды, запрет на ношение крестика в больнице был связан с мерами безопасности. Страсбургский суд посчитал, что здоровье больных и самой сотрудницы дороже выражения религиозных чувств. Впрочем, Чаплин не отчаивается. "Я ни о чем не жалею. Я должна была бороться за мою веру", – говорит она.


Несмотря на то что, согласно исследованию Pew Research Center, в 2009–2010 годах ограничения на религиозные практики в США ужесточились, в Штатах, где проживают представители самых разных конфессий, законы в немалой степени оберегают религиозную символику. Существующая в Америке Коалиция сикхов (общественная организация, защищающая гражданские права последователей религии, которая родилась в северо-западной части Индии) подала иск против Калифорнийского исправительного центра. Администрация центра пыталась заставить заключенного по имени Сукхджиндер Басра, обвиненного в торговле наркотиками, побриться. Дело в том, что правила центра запрещали ношение бороды длиной более половины дюйма (около 1,3 см), а Басра, будучи сикхом, отказывался, поскольку его религия бритье бороды отрицала. В итоге к нему были применены меры административного наказания. Но впоследствии суд вынес решение в пользу заключенного сикха. Более того, в результате этого дела власти Калифорнии обратили внимание на данную проблему и разрешили заключенным не бриться, если это противоречит их вере.

Крестик, паранджа и борода: право на атрибут
Автор: Евгения Лакеева

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск