Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Как подарить России 300 млрд. рублей?

УжасПринятый Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также подготовленный и действующий приказ Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530, регламентирующий специальные формы для заполнения, возвели трудно преодолимые барьеры правосудию для рядовых граждан. Указанные нормативные акты не учитывают социальной и экономической ситуации в России. 22 миллиона россиян не имеют достаточных средств не только для оплаты юридических услуг, но и для приобретения одежды, продуктов питания, получения высшего образования: им необходима адресная социальная помощь в виде продкарточек.

4,1 миллиона должников являются безнадежными — они попали в долговую яму под воздействием агрессивной рекламы банков и ростовщиков. Разве справедливо возлагать на таких людей бремя доказывания в судах своей добросовестности и отсутствия состава преступления «кредитное мошенничество»? Оценка потерь в результате искусственно возведенных правовых барьеров

Как сделать правосудие доступным?

Мы оцениваем убытки от непроизводительных потерь российского общества от забюррократизированных процедур банкротства примерно в 300 миллиардов рублей, оценка приведены ниже. Предлагаемые меры помогу не допустить эти потери, а сэкономленные издержки общества можно направить на важные социальные расходы: охрана здоровья, на культуру и образование и др. 

Данный Проект не предусматривает дополнительного государственного финансирования, а предполагает лишь эффективное взаимодействие госорганов между собой, между банками/ МФО и судом, с между судом и службой судебных приставов, бюро кредитных историй   и т. д.  Проект способствует реализации Конституционного права на судебную защиту, а также укреплению доверия и законности в обществе, сокращению негативных практик криминального воздействия кредиторов по отношению к должнику.

 

;

 

Мы подали этот проект в ряд ведомств и ждем ответа

Поэтому в предлагаемом нами проекте 13314, который условно можно назвать «банкротство в один клик», предлагается упростить форму заявления о банкротстве гражданина до одной страницы, оставив среди значимых полей лишь ФИО, дату рождения и паспортные данные заявителя / заявителей, а также поле «объявляю/объявляем себя банкротом/банкротами». Что касается все иных документов, которые уже содержаться в государственных реестрах и щедро «проплачены» пошлинами и ожиданиями в очередях, то их можно запросить в процессе рассмотрения дела в электронном формате взаимодействия от государственных организаций или банков микрофинансовых организаций. 

Конкретные конструктивные предложения и правовые основания перечислены в таблице:

 

Банкротство в один клик

Таблица 1 Как снизить потери российского общества за счет упрощения процедур банкротства граждан?

п/п

Что предлагается?

Ожидаемый результат

Правовые основания

1

Упростить формы 1, 2 заявления приказа Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530 до одной одностраничной формы и предусмотреть возможность её подачи онлайн через многофункциональные центры государственных услуг, почтовые отделения, банки, салоны связи.

(В идеальном случае достаточно было бы ФИО Заявителя и паспортных данных либо данных иного документа, удостоверяющего личность, включая УЭК).

Ликвидация искусственных барьеров в правосудии и снижение издержек, связанных с процедурами банкротства.

Ряд нормативных актов, предусматривающих возможность получения государственных услуг в электронном формате взаимодействия, а также обращения в арбитражный суд в электронном формате.

Ст. 46, 47 Конституции РФ с учетом сложившейся социальной практики электронного взаимодействия.

Кроме того, банки и МФО, как правило, используют электронный документооборот.

2

Возложить на арбитражный / специализированный суд по банкротству граждан, обязанность истребования необходимых документов от соответствующих ведомств: непосредственно от Росреестра, Агентства ипотечного и жилищного кредитования, органов ЗАГС, Пенсионного фонда РФ, Налоговых органов, от банков и МФО Федеральной Службы судебных приставов России, Бюро кредитных историй и др.

Сокращение срока для подготовки дела к судебному разбирательству. Снижение профессионального ценза для обеспечения доступа к правосудию.

Постановление Правительства РФ

от 19 ноября 2014 г. №1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимо-действия».Обязательность определений суда для всех органов власти ст 16 АПК РФ, обязанность организаций представлять ответы на запросы суда ст. 66 АПК РФ.


Конкретные предложения

п/п

Что предлагается?

Ожидаемый результат

Правовые основания

3

Снизить размер государствен-ной пошлины для подачи заявления о банкротстве с 6000 руб. До 600 руб.

Снижение имущественного ценза для обеспечения доступа к правосудию. Устранения штрафного характера пошлины в отношении должников -граждан, превышающего МРОТ по России.

ст. 333,33 Налогового кодекса РФ, предусматривает кратное снижение пошлины по ряду категорий исков, заявлений, жалоб для случая гражданина в сравнении с организаци-ей. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

4

Предусмотреть возможность подачи совместного заявления от супругов, состоявших в зарегистрированном браке

Устранение существующей противоречивой ситуации в Закона «О банкротстве», не предполагающей явно подачи совместного заявления от супругов, хотя и содержащего в числе приложений свидетельство о браке, о разводе, брачный договор либо решение суда.

Ст. 31 Семейного кодекса РФ (СК РФ) устанавливает равенство супругов. Законный режим имущества супругов совместной собственности определен в ст. 33 СК РФ. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов регламентированы в ст. 35 СК РФ, Ст. 38, 39 СК РФ

5

Включить в Закон упрощенные процедуры для случае банкротства гражданина, не имеющего имущества, на которое можно обратить взыскание в силу ст. 446 ГПК РФ

Актуально для рядовых граждан, не имеющих сбережений. По данным ВЦИОМ не имеют никаких сбережений 37% россиян.

Сокращение издержек имеющих исключительно формальный характер в случае банкротства должника, у которого отсутствует имущество,на которое может быть обращено взыскание. Внесение дополнений в ст. 20.6 Закона о сокращении вознаграждения финансового управляющего до 3300 руб.

См. ст. 228 Закона Рассмотрение дела о банкротстве отсутствую-щего должника: Наблюд-ение, финансовое оздо-ровление, внешнее управление и реструктуризация долгов гражданина при банкротстве отсутствующего должника не применяются. Аналогия со ст 20.6 Закона (вознаграждение арби-тражного управляющего 30000 руб. и 10000 руб. для случая отсутствую-щего должника).

6

Симулировать программы правового и финансового просвещения, программ медиации в финансовой сфере

Возможность обращения граждан к самозащите прав в суде, более эффективная защита прав на до-судебном этапе. Повышения шансов достижения мирового соглашения между должником и кредиторами, что снижает риск негативных последствия банкротства как для должника, так и кредитора/ов.

Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ. 1

1В марте 2011 года между Минфином и МБРР было подписало Соглашение о займе на сумму 113 млн. долларов на реализацию совместного проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ.


Как ликвидировать дисбаланс?

дисабаланс между должинком и кредиторами?

7

Автоматически налагать мораторий на удовлетворение требований кредиторов с момента принятия заявления о банкротстве арбитражным или специализированным судом.

Ограничение психологического давления в отношении должника со стороны банков и коллекторов с целью понуждения должника к досрочному удовлетворению требований отдельных кредиторов

Ст. 95 Закона «О банкротстве», ст. 195 УК РФ., ст. 179 УК РФ и 179 ГК РФ Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.Ст. 294 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению правосудия

8

Автоматически возбуждать сводные исполнительные производства в отношении гражданина должника/супругов по нескольким исполнительным документам и прекращать исполнительные производства в случае начала процедур банкротства.

Сокращение административных издержек по взаимодействию должника с ФССП. Недопущение ситуации удержания заработной платы и иных доходов должника в размере больше, чем определено в ст. 99 Закона «Об исполнительном производстве», недопущение взыскание на платежи в счет возмещения вреда в пользу должника.

Обязательное требование ст. 32 и п. 7. ст 47 Закона «Об исполнительном производстве». На практике эти нормы работают с огромными трудностями, через личное обращение Главному судебному приставу субъекта. См. Федеральную базу должников на сайте ФССП.

9

Сократить сроки негативных последствий признания гражданина банкротом с пяти до до двух лет на период до 2020 года.

Закон о банкротстве обсуждался 11 лет, что создало сильный дисбаланс в правах обязанностях кредиторов и должников. Банки и коллекторы нередко злоупотребляют своим правами за счет ущемления прав граждан, что недопустимо в силу Ст. 10 ГК РФ.

Ст. 34 Конституции РФ

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

ст. 23 ГК РФ, ст. 213.30. Закона

 

 


Для обеспечения доступности правосудия

п/п

Что предлагается?

Ожидаемый результат

Правовые основания

10

Приостановление действие п. 4. ст. 213.28 Закона, запрещающей освобождение гражданина от обязательств в ряде случаев на период до 2020 года.

Аналогично, в силу долгих сроков обсуждения Закона и накапливания нерешенных социальных проблем. Устранение чувства страха и снижение рисков заключения мировых соглашений/реструктуризации долгов под принуждением для добросовестных заемщиков.

Презумпция невиновности ст. 49 Конституции РФ. Возложение всей полноты ответствен-ности на заемщиков в условиях агрессивной рекламы услуг банков и МФО и неблагоприятной финансовой среды неправомерно.

11

Предусмотреть порядок раскрытия информации, для случая граждан только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в электронной форме.

При этом для случая банкротства супругов — публикацию лишь одного объявления. Обязвание двойной публикаций для банкротства супругов противоречит СК РФ и ГК РФ предусматривающий режим совместной собственности супругов.

Снижение издержек на публикацию объявления с «запредельных» для рядовых граждан нескольких тысяч рублей для случая печатного издания до разумных нескольких сотен в случае электронного Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р

в качестве официальном издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом "О банкротстве" Определена газета "Коммерсантъ." Коммерческий тариф на публикацию одного объявления сопоставим с МРОТ, что неприемлемо для случая граждан.


Надлежащими образом мотивировать

 

12

Предусмотреть возможность увеличения вознаграждения финансовому управляющему и выплачивать его помесячно. Предусмотреть дифференцированные тарифы для разных регионов и групп.

Сократить сроки процедур до 2-х мес.

Создание мотивации финансового управляющего к работе. Вывод отношений с финуправляющими «из тени».

Сейчас ст. 20.6 Закона предусматривает оплату за 4 месяца процедуры в размере 10 тыс. + 2% и по итогам процедуры.

13

Уменьшить административную ответственность финансового управляющего за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкрот-стве до разумных и соразмерных значений.

Соблюдение принципа справедливости и соразмер-ности административного наказания совершенному правонарушению способству-ет снижению профессиональ-ного риска и позитивно скажется на деятельности финансовых управляющих.

Представляется разумным снизить штраф до значений, 1-3 тыс. руб., определенных в п. 7 14,3 КоАП РФ.

Сейчас штрафные санкции в п. 3. ст. 14,3 КоАП РФ размере 25-50 тыс. руб. могут кратно превысить вознаграж-дение финансовому управляющему, и лишают его экономи-ческих стимулов к работе. Возможны злоупотребления и шантаж со стороны отдельных кредиторов.


Право вместо хаоса 

14

Остановить хаотичные изменения закона «О банкротстве», вносящие дисбаланс в интересах отдельных групп населения, как то: финансовой и сырьевой олигархии, крупного чиновни-чества, которые извлекают выгоды за счет угнетения рядовых граждан путем возведения барьеров в правосудии.

Стабильность и предсказуемость. Сбалансированность Закона по отношению к должникам — гражданам и кредиторам, по отношению к разным социальным группам,

С момента принятия Закон редактировался более 33 раз, отельные редакции действовали менее двух недель, что вносит хаос в нормативное регулирование.

15

Ввести обязательную инициацию процедуры медиации по спорам гражданина должника с кредиторами.

Все изложенные выше предложения направлены на нивелирование имеющегося сильного дисбаланса в сфере потребительского, авто и ипотечного кредитования.

Ориентация сторон на мировое соглашение будет уменьшать число граждан-банкротов, и упростит процедуры разреше-ния спора. Выиграют также банки и коллекторы за счет реструктуризации кредита, частичного прощения долга.

Ст. 95 Закона О банкротстве,

ФЗ № 193-ФЗ «Об альтернативной процеду-ре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации).»

16

Разъяснить, что при полной / частичной скидке с долгов в процедуре банкротства, реструктуризации, заключении мирового соглашения не возникает материальной выгоды и экономии на процентах согласно ст. 212 НК РФ. Соответственно не возникает объекта налогообложения по НДФЛ.

Иначе каждый раз при признаках банкротства необходимо привлекать уполномоченные органы — ИФНС по требованиям об уплате обязательных платежей (НДФЛ), рассчитывать налого-вую выгоду и включать ее в план реструктуризации. Затраты на такое налоговое администрирование не эффективны и в большинстве случаев могут превысить ожидаемую сумму налоговых поступлений.

Согласие Минфина на освобождение граждан от НДФЛ по материальной выгоде в результате реструктуризации ипотечного кредита в рамках госпрограммы помощи ипотечным заемщикам содержится в его официальном ответе на запрос Ассоциации российских банков (АРБ).

 


Сколько это сбережет денег российскому обществу?

Таб. 2 Бюджеты на процедуры банкротства гражданина

 

Вид расходов

Как есть

(руб.)

Как предлагается (руб.)

Гос.пошлина 

6000

600

Вознаграждение финансовому управляющему 10000 руб.
за каждую процедуру. Реструктуризация + реализация имущества - или 2 процедуры

20000

3300 - 40000

Публикация объявлений в едином федеральном ресурсе.

10000 - 20000

600

Почтовые расходы и доверенность

3000

3000

Расходы на представителя

40000-120000

3300-10000

ИТОГО

79000-169000

10800-54200

 

 

 Сейчас под предлогом сложности работ за сопровождение процедур банкротства юристы, профессиональные представители намерены потребовать с гражданина-должника от 40000 руб. до 120000 руб. (В социальных сетях назывались показатели до 200-400 тыс. руб., что, скорее всего, предполагает работу со сложными случаями банкротства). При этом минимальный размер оплаты труда по РФ на 01 октября 2015 г   составляет 5965 руб.  Другим словами, неимущие россияне, а таковых в РФ насчитывается 22 млн., должны потратить на процедуру банкротства сумму издержек, оцениваемые как минимальная оплату труда за 1,5-2 года. Важно отметить, что наличие кредитов вовсе не означает в условиях России наличия имущества. Как правило граждане, не имеющие в собственности недвижимого имущества, ценных бумаг, автомобилей, т.е. социально наиболее незащищенные, берут кредиты / займы под сотни и даже тысячи процентов на покрытие процентов по ранее выданным кредитам и займам.  Таким образом, действующее законодательство воздвигает трудно преодолимый имущественный ценз для доступа к законным процедурам банкротства. Это может вытеснить значительную долю споров между кредиторами и должниками за пределы законодательного поля.

Для групп населения, живущих «у черты» либо «ниже черты» бедности проблематично профинансировать бюджет процедур банкротства,  отыскать имущество, на которое можно обратить взыскание и не включенное в перечень согласно ст. 446 ГПК РФ, т. е. Предметы роскоши, о которых говорится  в  приказе Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530.

 

По мере упрощения процедур банкротства, в результате рыночной конкуренции, цены на услуги по сопровождению процедур банкротства снизятся, по нашим оценкам, до средних значений, лежащих в границах от 3300 до 10 000 руб. опять же в зависимости от сложности случая. Для неимущих россиян совокупный бюджет даже в 10800 руб. может быть препятствием. Поэтому наряду с Проектом желательно предусмотреть программы адресной поддержки малоимущих россиян с помощью бесплатных юридических консультаций, опаливаемых из средств бюджета услуг финансовых управляющих, освобождения по оплате госпошлины развит социальных сервисов онлайн, как например ФинансыРомансы.РФ и др. меры. Как раз таки высвобожденные общественные ресурсы можно частично направить на реализацию таких целевых программ. В результате экономия общего бюджета на одну процедуру банкротства составит: 

Формула    (1)

от 68 до 135 тыс. руб.  

Исходя из приведенной выше статистики ЦМАКП,  в России выдано  56 млн. потребительских кредитов, при этом 6 млн. таких кредитов являются просроченными. Особую категорию представляют кредиты безнадёжных должников - это примерно 4,2 млн. По данным 3350 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), с начала 2015 года количество граждан, формально подпадающих под условия закона о банкротстве физических лиц, увеличилось с 300 тыс. в 1,5 раза – до 460 тысяч человек. Именно столько граждан имеют просроченный долг более чем в 500 тысяч рублей сроком свыше 90 дней (по всем видам розничных кредитов). Между тем, важно учитывать, что не все россияне передают сведения в   НБКИ и поэтому более надежной представляется показатель  ЦМАКП — 4,2 млн. кредитов. Кроме того, экономисты по- прежнему не испытывают оптимизма по поводу выходя России из экономического кризиса в ближайшие годы, что станет определяющим фактором для увеличения числа банкротств граждан. Таким образом, консервативная оценка  (см. (1) )составляет: 

 

Формула (2)

4,2 млн. банкротств х 68 000 руб. издержек = 285 600 000 000 руб.

 

Экономия социальных расходов 

Снизив непроизводительные потери российского общества от забюррократизированных процедур банкротства на примерно в 300 миллиардов рублей. Позволит направить сэкономленные средства на те же социальные расходы, на продовольственные карточки для отдельных социальных групп. Именно об этом говорится в заявке № 13314 в Агентстве Стратегических инициатив  по теме социальных проектов Социальный сервис банкротства граждан и урегулирования конфликтов с кредиторами.

Проект эффективно реализуется в сопровождении программ социальной медиации, бесплатной юридической помощи, программ финансового, правового и потребительского  просвещения. Проект не предполагает дополнительного государственного финансирования. Для реализации Проекта необходимо лишь эффективное межведомственное взаимодействие в рамках уже выделенного государственного финансирования и  развитая инфраструктура оказания  государственных услуг через многофункциональные центра и интернет.

 


Этапы развития Проекта.

п/п

Этап

Годы

Характеристики этапа

1

Становление Проекта

Первые два месяца Проекта

Отработка технологий межведомственного взаимодействия, проколов обмена информацией. 10 000 заявлений.

2

Развитие Проекта

2016

Распространение в пилотных городах России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Казань, Новосибирск, Красноярск и др., где хорошо представлены госуслуги в электронном формате, имеются МФЦ.

3

Масштабирование Проекта

2017-2020

Распространение на малые города и села России за счет развития инфраструктуры госусуг.




Услышат ли там, наверху?

 
 

Услышат ли там, наверху, эти 16 предложений, которые уберут искусственно возведенные барьеры в правосудии и помогут реализации Конституционного права на судебную защиту и экономическую деятельность россиян?

Очень надеемся. Хотя поговаривают, что на Бога надейся - да сам не плошай. А пока за работу: самозащита прав работает в электронном формате 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.

  

* 11 октября 2015 г. на сайте Агентства Стратегических Инициатив был зарегистрирован  проект под идентификационный номером 13314. 



Приложение

1. Ссылка на решение арбитражного суда по деду А45-20897/2015 ссылка

 Таб. 2 Бюджеты на процедуры банкротства гражданина Вид расходовКак есть(руб.)Как предлагается (руб.)Гос.пошлина 6000600Вознаграждение финансовому управляющему 10000 руб.за каждую процедуру. Реструктуризация + реализация имущества - или 2 процедуры 200003300 - 40000Публикация объявлений в едином федеральном ресурсе. 10000 - 20000600Почтовые расходы и доверенность30003000Расходы на представителя40000-1200003300-10000ИТОГО79000-16900010800-54200

 

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск