Арнольд Тойнби предсказывал, что в XXI «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в XXI в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия, исламский мир и Китай.
История ничему не учит?
Прошло десятилетие с момента с момента этнических бунтов 2005 года в пригородах Парижа. Тогда это казалось неструктурированным, слабо оформленным выражением протеста против богатого, благополучного буржуазного общества, которое одновременно притягивает молодых людей и отталкивает их, вызывает неприязнь. Спустя десятилетие те же эмоции служат питательной средой для более жесткой идеологии радикального исламизма. Она продолжает выражать одновременно протестные настроения против того общества, в котором они живут, и ощущения идеологии превосходства: мы другие, мы - сильнее, мы - чище, мы - будущее. И в этом идеологическая сила и привлекательность этой формулы радикального исламизма для мусульманской молодежи, выходцев из мусульманских этнических сообществ в западноевропейских странах.
Интересно обратиться к трудам ученых с мировым именем. Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 гг.) различал 21 цивилизацию
египетская, |
индская, |
дальневосточная (основная), |
андская, |
хеттская, |
иранская, |
древнекитайская, |
эллинская, |
арабская, |
минойская, |
западная, |
индуистская, |
шумерская, |
дальневосточная (в Корее и Японии), |
мексиканская, |
майянская, |
православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), |
юкатанская, |
сирийская, |
православная христианская в России, |
вавилонская. |
Стадии развития цивилизаций
Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов:
- вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации),
- вызов новых земель (минойская цивилизация),
- вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация),
- вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация)
- и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю.
Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия *.
Снова религия в центре внимания
В Москве открылась конференция "Религиозные ценности, сформировавшие Европу", ее организаторы - Институт всеобщей истории РАН, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Папский комитет исторических наук. В течение двух дней эксперты из Европы, Латинской Америки и России обсуждают историю и традиции собственных стран для того, чтобы найти выход из нынешнего кризиса. "Христианские ценности, сформировавшие сегодняшнюю Европу, находятся под угрозой не только в свете событий последних дней, - говорил на открытии конференции академик РАН Александр Чубарьян. - Уже несколько лет идет разговор о проблемах семьи, о защите человеческой личности, об отношении к людям. Об упадке ценностей говорит и католический Папа, и наш Патриарх. Эта проблема имеет цивилизационный характер".
Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. — 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, т. V. Распады цивилизаций. с. 346—369.