Хотя на Интернет обучение (eLearning) в России приходится не более 15% общего рынка корпоративного образования и еще меньше — высшего профессионального. Но мы стоим на пороге всплеска интереса к интернет-обучению через социальные сети и мультимедийные курсы, где учебный процесс будет выстроен индивидуально для каждого студента. Особенно интересно дистанционое обучение медиаторов. Курс прикладной конфликтологии для медиаторов см. также Многоликая медиация Базовый курс
Мел и доска лучше?
Достоинства дистанционного образования очевидны. По данным консалтинговой компании Cedar Group, стоимость услуги дистанционного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45%, время обучения меньше на 35-45%, а скорость запоминания учебного материала выше на 15-25%. Если прибавить к этому 2 млн специалистов, которым нужно ежегодно менять профиль работы вследствие закрытия или перепрофилирования предприятий, миграции и других причин, по оценкам Федеральной службы по труду и занятости, то дистанционное обучение с помощью интернет-технологий давно должно было стать в России очень популярно.
Догнать Румынию, Колумбию и Перу!
Но пока его темпы развития у нас несопоставимы с западными. Россия среди 75 наиболее развитых стран находится на 71-м месте по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании (доступ и использование новых технологий), по данным исследования Всемирного экономического форума. В рейтинге готовности стран к электронному обучению за три года (с 2003 по 2006 г.) она опустилась с 45-го на 52-е место, пропустив вперед такие государства, как Румыния, Колумбия, Перу, Таиланд. Эти цифры означают, что в начале нового тысячелетия Россия не готова к использованию технологий дистанционного обучения, делает вывод Александр Жариков, начальник отдела сопровождения внутреннего обучения НИИ управления знаниями МЭСИ.
Вузовская стагнация
В Европе распространение интернет-обучения стимулировалось Болонским процессом и проектом «Эразмус», по которому студенты разных стран могут участвовать в онлайн-семинарах, осваивать с помощью интернета любой курс зарубежного университета, одновременно обучаться по курсам нескольких вузов. Но идея глобализации образования очень быстро нашла сторонников и на других континентах. Так, 21 университет из Кореи, Сингапура, Англии, Шотландии, Австралии, Китая, США, Японии, объединившись, создали виртуальный университет U21Global.
Возможности новых технологий вызвали энтузиазм и в России, где под электронным обучением в вузах понимают перечень технологий, позволяющих привнести в учебный процесс мобильность и мультимедийность. Представьте себе, говорит Жариков, учебный портал, на котором учащемуся предоставлена подробная информация по изучаемой дисциплине. Слушатель видит, что завтра у него лекция по определенной главе, и прочитывает ее в электронном учебнике. Когда преподаватель приходит на занятие, система предоставляет подробную информацию о том, кто прочитал эту главу и когда. В рамках очной лекции преподаватель описывает спорные моменты, примеры по изучаемой теме и просит подготовить доклады к ближайшему семинару. Студенты заходят на портал, отмечают желаемые темы докладов, в рамках учебного форума обсуждают с преподавателем целесообразность выбранной темы. Остальная часть группы проходит промежуточное тестирование по пройденной теме. На момент начала семинара у преподавателя есть отчет по тестам и он может проанализировать, какие аспекты темы были плохо усвоены, после чего все начинается сначала. В технических вузах это может быть симулятор работы с ядерным реактором или же проектировщик 3D-моделей для развития пространственного мышления.
Для некоторых вузов все это уже не мечта. Число онлайн-слушателей Современной гуманитарной академии уже перевалило за 170 000. Разработал собственную систему электронного обучения на платформе Moodle МГУ. НИУ ВШЭ ввела систему «Антиплагиат». Но в целом с внедрением электронных технологий в вузах не все так просто.