Связь «лестницы восстановительной медиации» и блоков работы медиатора основана на том, что «лестница» подробнее раскрывает, что именно должно происходить в первых трех блоках, а блоки задают определенную технологическую последовательность действий медиатора. При работе с конкретным кейсом важно понять, что не укладывается в данную модель и на какие важные аспекты восстановительной медиации, которые не схватываются моделью, может указывать анализ.
Тем самым работа со кейсом может послужить основой развития самой модели. Таким образом, цель данной статьи на материале анализа моей работы, как медиатора, определить направление развития модели восстановительной медиации.
Дальнейшее описание базируется на обсуждении, которое было проведено 21 июня 2013 г. с участием специалистов в области восстановительной медиации*. Мне захотелось предоставить слово людям, которые присутствовали на этом обсуждении, и я включил особенно значимые выступления в статью.
В Комиссию по делам несовершеннолетних информация об этой семье поступила около года назад. Пришла мама и стала жаловаться на то, что ее дочь систематически пропускает занятия в школе, грубит, не слушается ее, и нужно к ней принять какие-то меры, потому что она совсем от рук отбилась, ее надо наказать, поставить на учет и т.д. Мы объяснили маме, что пока нет серьезных оснований для постановки ребенка на учет и принятия каких-либо крутых мер. Надо, может быть, просто обратиться к психологу – вероятно, нарушено взаимопонимание в семье. Их направили к психологу.
Маму это не убедило, она пошла в полицию и попросила поставить дочь на учет, потому что дочь грубит, обижает маму, может даже использовать нецензурные выражения и ударить. Полиция, не разбираясь ни в чем (никакие психологи им были не нужны), поставила девочку на учет. Просто со слов мамы. И когда я пришла проверять, как работает полиция и какую работу они с несовершеннолетними ведут, я увидела, что Таня* просто поставлена на учет.
Вот таким образом мы узнали об этой семье. Раз полиция поставила девочку на учет, я потребовала серьезно поработать с этой семьей, провести с Таней серьезную беседу, сходить к ней домой, все посмотреть. В результате выяснилось, что семейная ситуация осложняется тем, что мама как-то неправильно повела себя в один момент их жизни, с этого момента и начались разногласия между дочерью и матерью. А до этого все было нормально.
Оказалось, что умер отец Тани. До этого взаимоотношения в семье были великолепными. После смерти отца, еще около года отношения между матерью и дочерью были более или менее приличными, а потом Таня, со слов мамы, просто изменилась до неузнаваемости. Она стала агрессивной, стала обвинять мать во всем и грубить ей, серьезно к ней не относиться, т.е. стала воспринимать мать как человека, не имеющего никакого авторитета. Периодически мама приходила в Комиссию, жаловалась, требовала, чтобы было сделано что-то, что поставит дочь на место, предлагала отправить ее в школу закрытого типа, посадить куда-нибудь под замок, отправить в приют (но без лишения ее родительских прав, потому что она порядочная мать, и не хотела бы, чтобы страдал ее имидж).
В результате девочка дважды направлялась в психиатрическую клинику, якобы для обследования. Когда я спрашивала о результатах, какой поставлен диагноз, мама всегда говорила, что диагноза нет. И на самом деле, справок никаких нет. Какие же были рекомендации врачей? Маме рекомендовали, что ей надо быть с дочерью более теплой, более заботливой, больше уделять внимания, обнимать по-матерински. А мать говорит, как она будет ее обнимать, если дочь ее обзывает матом. Отказывалась обнимать, хотела, чтобы мы лучше ее куда-нибудь закрыли. Это длилось на протяжении месяцев, пока в это дело не вмешалась восьмидесятилетняя бабушка. Она пришла к нам на прием и рассказала подробности семейной ситуации, что такие конфликтные взаимоотношения в семье возникли из-за того, что умер отец, а мать неправильно повела себя: из-за ревности, что Таня сильно любит отца, мать говорила о нем плохо уже после смерти. До смерти, так получилось, что они расстались на какое-то время, и может быть из-за этого конфликта он и умер, девочка восприняла это так же. Потому это и случилось, что мать несправедливо по отношению к отцу поступила, выгнала его из дома, там просто обыкновенная конфликтная семейная ситуация была. Но вот он скончался. И после смерти, вместо того, чтобы дочери и матери как-то объединиться в этом горе, они наоборот стали отдаляться друг от друга. По вине мамы, как мы поняли, потому что мама всячески дискредитировала отца в глазах ребенка для того, чтобы показать ей, что всю заботу именно мама дает ребенку, а отец он такой-сякой, плохой и нечего о нем так страдать. На этом и вырос конфликт. Девочка перестала посещать в школу с течением времени.
Здесь клубок проблем.
Мама, при всем при этом, хотела бы создать вокруг себя антураж благополучной жизни, т.е. она работает, у нее очень ответственная работа. В тоже время, мама требовала наказания дочери для того, чтобы как-то исправить эту ситуацию. Сейчас девочке 15 лет, а отец умер 3 года назад.
Далее полный текст статьи
Биография
Максудов Рустем Рамзиевич – Председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, президент Центра «Судебно-правовая реформа», практикующий медиатор в программах восстановительной медиации, кругов сообществ и семейных конференций, сертифицированный тренер в области медиации, стаж работы в области медиации 15 лет, разработчик восстановительного подхода в работе с конфликтами и криминальными ситуации в России, автор 5 книг и более 100 статей в области медиации, восстановительного правосудия, ювенальной юстиции, криминологии и судебной реформы, член Европейского форума по восстановительному правосудию.