1 июня 2012 вышел официальный документ - указ Президента РФ и "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Именно система комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав остается ключевым звеном, определяющим реакцию общества и государства на общественно опасные деяния несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста и не подлежащих уголовной ответственности.
Положение о комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав 1967 г. (далее – комиссия или КДНиЗП1) не учитывает многих реалий современной жизни и положений Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ №120-99 г.) в части компетенций КДНиЗП.
Именно система КДНиЗП остается ключевым звеном определяющим реакцию общества и государства на общественно опасные деяния несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста и не подлежащих уголовной ответственности, отклоняющееся поведение подростков и социальные причины, их вызывающие.
Проблема
Рассмотрение административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними и родителями, не исполняющими обязанности по воспитанию детей, также возложено на комиссию.В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» именно КДНиЗП являются координирующим органом. Они призваны осуществлять меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. КДНиЗП должны также организовать контроль за условиями воспитания и обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также осуществлять меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.
К сожалению, многие законопроекты о КДНиЗП, которые довелось анализировать автору, не предварялись концепцией, в которой фиксировалась бы ситуация, основные идеи, цели и задачи реформирования КДНиЗП. Чаще всего предполагается, что в КДНиЗП не хватает специалистов, маленький штат, следовательно, необходимо создать новую административную иерархию, начиная с федерального уровня, и увеличить штат. Если решить эти задачи, то КДНиЗП начнет работать на качественно новом уровне. Но, на мой взгляд, главными являются не организационные вопросы, а содержательные.
Правосудие по делам несовершеннолетних и КДНиЗП.
Сегодня проблематичным является сам способ работы комиссии с ситуациями, затрагивающими права и интересы несовершеннолетних. Не случайно многие представители КДНиЗП пытаются перестроить свою работу на низовом уровне. В итоге возникает сообщество представителей комиссий, получает распространение идея, что КДНиЗП может рассматриваться как основной элемент будущего правосудия по делам несовершеннолетних.
Для анализа ситуации, требующей переосмысления деятельности КДНиЗП, необходимо, на мой взгляд, обратиться к существу того качественного изменения, которое произошло в России с созданием КДН в 1918 г.. Е.А. Брылева, анализируя содержание Декрета от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних», говорит, что «статьей Декрета устанавливалось, что «дела несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссий по делам несовершеннолетних».
Более того, все дела лиц этой возрастной группы, которые к тому времени находились в производстве каких-либо судов, а также закончились осуждением, подлежали пересмотру указанными комиссиями (ст. 6 Декрета). В компетенцию комиссии входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направление их в одно из «убежищ» Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния). Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исполняли функции ювенальной юстиции»
.
По моему мнению, это ошибочный взгляд. Анализ работы судов по делам о малолетних, которые начали работать в России с 1910 г., показывает качественное отличие данных судов от КДН. Вот как выглядела работа судьи по делам о малолетних в начале ХХ века в Санкт-Петербурге:
«Сверх обычных в камере мирового судьи (кабинете судьи по делам о несовершеннолетних – Р.М.) помещений – канцелярии и кабинета судьи – в камере особого суда есть комната для попечителей, являющаяся канцелярией попечительской части, где хранятся попечительские книги, и специальная комната для бесед попечителей с малолетними и их родителями, которая также служит местом пребывания малолетних до отправления их в приют, если судья постановляет принять эту меру…
После чтения протоколов и допросов потерпевших судья предлагает малолетнему объяснить цель и обстоятельства совершения его проступка, затем в беседе с родителями и попечителем выясняет, может ли малолетний чем-нибудь заняться, если будет выпущен на свободу. Если это возможно, то судья, отложив разбор дела, оставляет малолетнего под совместным присмотром родителей и попечителя (выделено мною – Р.М.). При этом малолетнему разъясняется значение такой меры и берется с него обещание исправиться. Если малолетний, по сообщению попечителя, продолжает вести прежний образ жизни, судья изменяет меру пресечения и определяет поместить малолетнего в приют, откуда освобождает его только в том случае, если для него найдено какое-либо занятие и если обещания малолетнего исправиться достаточно заслуживают доверия. Надзор же родителей при первом же разборе дела назначается судьей лишь в том случае, когда он убеждается, что этот надзор будет действительным»
-----------------------------------------------------------------------------------
Приглашаем вас на ежегодную конференцию «Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: вызовы и стратегии»,
которая будет проходить с 5 по 7 июня 2013 г.
Конференция посвящена анализу опыта и разработке новых проектов в области распространения, укоренения и проведения программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. На этой конференции мы хотим обсудить следующие темы:
- перспективы восстановительных практик в контексте реализации Национальной стратегии действий в интересах детей;
- возможности использования восстановительного подхода в работе КДНиЗП;
- итоги проекта по работе с пострадавшими и стратегии работы в области поддержки жертв общественно опасных деяний;
- использование семейных конференций в профилактике социального сиротства;
- направления использования восстановительного подхода в работе с обвиняемыми и осужденными несовершеннолетними, находящимися в местах лишения свободы;
- место восстановительных практик в учреждениях образования в контексте реформирования системы;
- проблемы и задачи работы региональных ассоциаций восстановительной медиации.
Конференция будет проходить в Институте международных социально-гуманитарных связей по адресу: Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 6, стр. 1.
Проезд (три варианта):
1. станция метро "Улица 1905 года", (последний вагон из центра), далее троллейбус № 54 или маршрутное такси № 28 до остановки "Шмитовский проезд, детская больница № 9";
2. станция метро "Выставочная", далее 10 минут пешком;
3. с Белорусского вокзала (Можайское направление) до платформы "Тестовская", далее 5 минут пешком.
Для участия в семинаре необходимо зарегистрироваться, отправив заявки по электронной почте: Наталья Владимировна Путинцева
Конференция проводится в рамках проекта, в котором используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 216-рп, а также в рамках проекта «Дружественное детям правосудие», поддержанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Рустем Максудов, президент центра «Судебно-правовая реформа»
Проект программы конференции
Первые суды по делам о малолетних
Даже беглое знакомство с анализом деятельности первых судов по делам о малолетних показывает отличие комиссий по делам несовершеннолетних от данных судов. Важнейшее отличие состоит в том, что в судах по делам о малолетних судебному заседанию предшествовала и затем следовала личностно-ориентированная работа судьи совместно с попечителем, а судебное заседание представляло собой, скорее, способ оформления временной и дополнительной опеки попечителя над несовершеннолетним и его семьей. Суды по делам о малолетних были созданы не во всех городах России, и хочется отметить, что создание данных судов было инициировано представителями местного сообщества (как мы сегодня сказали бы, представителями гражданского общества).
Первый особый суд по делам о малолетних в России стал действовать с января 1910 г. в Санкт-Петербурге. Он был создан в результате инициативы выдающегося российского юриста Петра Люблинского, который был с визитами в Америке, делал доклады в Санкт-Петербургском Обществе Патроната, сформировавшего специальную комиссию по вопросу о введении в России особого суда по делам о малолетних.
Комиссия выработала проект правил об особом суде, который и лег в основание организации детской юстиции. Инициативу поддержали Санкт-Петербургский съезд мировых судей, Городская управа, Городская Дума, Министерство юстиции. Дела в отношении несовершеннолетних были переданы в ведение особого добавочного мирового судьи. Важнейшей составляющей новой системы была организация попечения над несовершеннолетними. На попечителей возлагалась обязанность присмотра за несовершеннолетними по поручению судьи. Попечитель собирал для суда сведения о социальных условиях жизни ребенка, о его семье, выяснялись причины, приведшие к преступлению, с тем, чтобы суд в своем решении способствовал защите ребенка от влияния этих неблагоприятных факторов8. К 1917 г. такие суды действовали также в Москве, Саратове, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске.
Интересно отметить личностный характер формирования Санкт-Петербургского суда по делам о малолетних. Как пишет Бочаров, «3-го декабря 1909 г. Мировой Съезд в распорядительном заседании избрал на должность особого судьи по делам о несовершеннолетних добавочного мирового судью Н.А. Окунева. Н.А. имел за собою более чем двадцатилетний судейский опыт, принимал участие в работах по составлению проекта правил особого суда и лично имел возможность ознакомиться с практикой детских судов на Западе. С 1-го января 1910 года камера по делам о малолетних открыла свои действия».
Организации работы попечителей.
Важная роль в работе дореволюционных судов по делам о малолетних придавалась организации работы попечителей.
«Институту попечителей о несовершеннолетних комиссия придавала огромное значение, считая, что «правильное добросовестное исполнение своих обязанностей попечителями явится значительным подспорьем в деятельности судьи»
По проекту комиссии, попечители назначаются городским головой из числа кандидатов, предложенных особым судьей по делам о несовершеннолетних. Их число и размер их вознаграждения определяются городской думой. Обязанности попечителя, сверх названных лиц, могут быть возложены судьей на добровольцев – представителей обществ, ставящих целью защиту детей и попечение о них, а также и на других благонадежных лиц при наличности с их стороны согласия безвозмездно исполнять эти обязанности. На обязанности попечителей о несовершеннолетних лежит собирание сведений о малолетнем, учинившем преступное деяние, об образе его жизни и окружающей среде, присутствие при разборе дела и сообщение всех собранных сведений, исполнение поручений судьи по наблюдению за несовершеннолетними, оставленными в семьях или отданными на попечение каких-либо лиц или учреждений, по оказанию помощи несовершеннолетним приисканием работы, определением в ученье, советами, указаниями и другими способами, ответственный надзор или присмотр в тех случаях, когда эти обязанности будут возложены на него судьею».
Главная идея советских КДН
заключалась в придании всей работе с несовершеннолетними единообразного характера. КДН должны были быть созданы по всей стране и действовать в рамках вертикали власти. Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних, разработанная Народным комиссариатом просвещения РСФСР, Народным комиссариатом здравоохранения РСФСР, Народным комиссариатом юстиции РСФСР и утвержденная постановлением от 30 июля 1920 года, показывает суть переворота в работе с правонарушениями, беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних.
Автор: Максудов Р.Р. Концепция развития законодательства, расширяющего возможность использования восстановительного подхода в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Фрагмент из публикации. «Правовые основания восстановительных практик»
Благодарности:
Автор выражает благодарность Владимиру Сергеевичу Чернобровкину, Людмиле Михайловне Карнозовой, Сергею Анатольевичу Пашину, Юрию Борисовичу Котову, Ларисе Николаевне Дронсейко и Елене Васильевне Плоховой за ценные рекомендации, высказанные в ходе подготовки статьи к печати.
Читать статью полностью