Что такое персонаж?
Упоминавшийся выше пункт 7 ст. 1259 ГК предусматривает, что "персонаж" произведения получает правовую охрану по авторскому праву лишь в том случае, если он по своему характеру может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора.
Это не какое-то особое требование, предъявляемое к персонажу. Это общее, обычное требование, предъявляемое к любому результату интеллектуальной деятельности. Оно зафиксировано в п. 1 ст. 1228 ГК.
Другое требование к персонажу, содержащееся в пункте 7 ст. 1259 ГК, состоит в том, что персонаж должен отвечать требованиям, указанным в п. 3 ст. 1259 ГК. И это требование не является специфическим, поскольку любое произведение может охраняться авторским правом, если оно либо выражено в какой-либо объективной форме (например, в форме изображения), либо обнародовано, причем в последнем случае произведение всегда выражено в какой-либо объективной форме.
Вообще пункт 3 ст. 1259 ГК как раз подчеркивает важную роль, которую играет форма авторского произведения.
"Персонаж" произведения является частью всего произведения.
Авторское право, как действующее в настоящее время в России, так и ранее действовавшее, всегда охраняло части произведения, если они сами обладают всеми признаками охраняемого авторским правом произведения.
При этом часть произведения охраняется авторским правом не потому, что произведение целиком охраняется авторским правом, а потому, что эта часть охраняется (может охраняться) авторским правом, причем независимо от всего произведения целиком.
Возможность распространения авторского права на "персонаж" произведения была прямо указана впервые только в части четвертой ГК, вступившей в силу с 1 января 2008 года. В прежнем российском законодательстве возможность охраны персонажей авторским правом никогда не упоминалась.
Однако это не означает, что авторское право не охраняет персонажи произведений, созданных и опубликованных в рассматриваемый период (1964-1992 гг.): такие "персонажи" охраняются авторским правом потому, что авторское право теперь предусматривает (впрочем, как и ранее) охрану частей произведений, а следовательно, и охрану персонажей.
Следует различать литературные персонажи и персонажи, воплощенные в аудиовизуальных произведениях.
Литературные персонажи, то есть персонажи литературных произведений (романа, повести, рассказа, сценария), выражены словесно, это объекты литературы. Попытки перевести эти персонажи в зрительные образы (типичной такой попыткой является снабжение романа иллюстрациями) приводят к появлению новых, творчески самостоятельных произведений. При этом автор романа не становится соавтором выполненных художественных иллюстраций к этому роману, даже в тех случаях, когда в этих иллюстрациях изображены литературные персонажи романа.
Точно так же если в основу кинофильма положен какой-либо роман (повесть, рассказ, сценарий), то персонажи кинофильма не являются - с точки зрения авторского права - персонажами романа, ибо они принципиально иные по своей форме выражения, хотя по своим иным характеристикам (достоинствам) они могут совпадать с литературными персонажами романа.
Иными словами, литературный персонаж и персонаж кинофильма - это два разных, самостоятельных объекта авторского права, не являющихся производными один от другого.
В рассматриваемых нами случаях авторские права на фильмы первоначально закреплялись за предприятиями, осуществившими съемки этих фильмов, как за авторами.
Следовательно, и авторские права на персонажи этих фильмов также закрепляются за указанными предприятиями (юридическими лицами).
Эта общая норма (общее положение) вытекает из п. 7 ст. 1259 ГК, причем она должна применяться и к фильмам, снятым в 1964-1992 годах.
Для фильмов, снятых в 1964-1992 годах, автором персонажей фильмов должно считаться предприятие, осуществившее съемку фильма, которое является автором фильма.
Общая норма (общее положение), состоящая в том, что, поскольку авторское право на фильмы, снятые в 1964-1992 годах, принадлежит в настоящее время предприятиям, осуществившим их съемки, как авторам, а следовательно, им же принадлежит и авторское право на персонажи этих фильмов, эта общая норма относится как к тем случаям, когда персонажи этих фильмов используются в составе этих фильмов, так и к тем случаям, когда эти персонажи (части фильмов) используются отдельно, сами по себе.
Интересно отметить, что в 1964-1992 годах действовала следующая норма, содержащаяся в части 3 ст. 486 ГК РСФСР: "Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику... и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение".
По своему смыслу и содержанию эта норма аналогична той норме, которая ныне содержится в пункте 7 ст. 1260 ГК и содержит оговорку "за исключением случаев".
Что касается оговорки "за исключением случаев", содержащейся в ныне действующем законодательстве, то ее в прежнем законодательстве не было. Но, несмотря на это, такая оговорка вытекала из общего смысла ст. 486 ГК РСФСР; эта оговорка в части 3 ст. 486 ГК РСФСР незримо присутствует. Без нее невозможно понять, как это "авторское право на фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку", и вместе с тем "авторам произведений, вошедших составной частью в фильм, принадлежит авторское право на свое произведение". Ясно, что вторая норма применяется за исключением тех случаев, когда авторское право на отдельные произведения перешло к автору фильма.
Здесь мы должны вспомнить, что творческие работники, принимавшие участие в создании фильмов в 1964-1992 годах, были связаны с предприятиями, на которых создавались эти фильмы, трудовыми соглашениями: они являлись работниками этих предприятий, получали за свою работу зарплату (исключение составляли сценаристы и композиторы). Создание этих произведений (персонажей фильмов) входило в их трудовые обязанности, составляло их трудовую функцию. Такие произведения носят название "служебных" произведений. Эти произведения находятся в особом правовом режиме.
Правовой режим служебных авторских произведений не определяется, однако, ныне действующей статьей 1295 ГК "Служебное произведение".
Этот правовой режим должен определяться на основе законодательства, которое действовало в период существования этих трудовых отношений, при создании фильмов в 1964-1992 годы.
Правовому режиму служебных произведений была посвящена ст. 483 ГК РСФСР: "Автору произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации, принадлежит авторское право на это произведение.
Порядок использования организацией такого произведения и случаи выплаты вознаграждения автору устанавливаются законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР".
Нормы этой статьи прежде всего никак не стыковались с нормами статей 484-487 ГК РСФСР, в которых предусматривались отдельные случаи закрепления первоначального авторского права за юридическими лицами, то есть случаи признания авторами юридических лиц. В этой связи следует полагать, что эта статья применялась только к тем случаям, когда авторами признавались физические лица, граждане.
Но критиковать ст. 483 ГК РСФСР, по-видимому, уже поздно: с 3 августа 1992 года она фактически утратила силу, а с 3 августа 1993 года она юридически не действует на территории России. Поэтому попытаемся понять ее суть.
Часть 1 ст. 483 ГК РСФСР устанавливала, что за автором служебного произведения сохраняются все авторские права - как личные, так и имущественные.
Однако часть 2 этой статьи устанавливала, что автор служебного произведения не имеет ни права использования служебного произведения, ни права на получение вознаграждения.
Нормы этой статьи имеют только одно логичное толкование: автор служебного произведения сохраняет за собой личные авторские права, но не имеет права на использование произведения и на получение вознаграждения.
В течение всего рассматриваемого периода практика применения ст. 483 ГК РСФСР была единообразной: личные права авторов на служебные произведения соблюдались строжайшим образом, никаких прав на использование служебных произведений авторы не имели, а вознаграждение выплачивалось им только в случаях, прямо предусмотренных законодательством (издание учебников и учебных пособий и использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства). Эта практика подтверждается как конфликтными, так и судебными делами. Кроме того, мне эта практика известна лично, поскольку я с 1974 по 1982 год работал во Всесоюзном агентстве по авторском правам (ВААП), в договорно-правовом управлении.
Таким образом, следует прийти к выводу, что если объект авторского права, вошедший в фильм составной частью, был создан в 1964-1992 годах в порядке выполнения служебных (трудовых) обязанностей, то все права на использование такого объекта (в том числе право на вознаграждение) перешли в силу ст. 483 ГК РСФСР к предприятию, осуществившему съемку фильма. Такой переход прав касался любого использования объекта авторского права, созданного в порядке выполнения служебного задания - как в составе фильма, так и отдельно от фильма.
Такой переход прав не был ограничен каким-либо сроком: этот переход прав сохраняет свое действие и в настоящее время.
Последующее расторжение (прекращение) трудового договора не имеет никакого значения для признания предприятия, осуществившего съемку фильма, обладателем этого права.
Рассмотренные выше авторские права на персонажи аудиовизуальных произведений могли затем переходить к другим лицам на основе законодательных актов (реорганизация юридических лиц и т.п.) или передаваться другим лицам по договорам.
"Герои мультяшек покидают пиратский корабль" Павел Никифоров
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5022 (198) от 20 октября 2009 г
Павел Никифоров
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5022 (198) от 20 октября 2009 г.
Государство не намерено разбазаривать национальное достояние