Пока в России идут дебаты о плохих и хороших микрофинансовых организациях, о коллекторах - умеренных и черных, мировые гиганты Интернет заявлют о разрыве отношений с ростовщиками: они дорожат собственной репутацией и не жалают быть скомпроментированными. Первой ласточкой стало заявление социальной сети Facebook, которая уже отказалась работать с рекламой таких компаний. А теперь об аналогичных мерах сообщила поисковая система Google. Она собирается убрать со своих сервисов контекстную рекламу микрофинансистов с 13 июля 2016.
Дэвид Графф, отвечающий за глобальную продуктовую политику поисковика, написал в блоге, что запрет коснется компаний, которые выдают займы со сроком погашения менее 60 дней и с высокой процентной ставкой. На территории США, где максимальные ставки достигают примерно 300 процентов, а в целом колеблются от 30 до 100, посчитали, что кредит под 36 процентов - уже чересчур, в связи с чем там Google откажется рекламировать столь дорогие займы, предлагаемые даже банками.
Дружить или не дружить с ростовщиками?
В России среднерыночное значение полной стоимости микрокредитов со сроком погашения до 60 дней колеблется в интервале от 80 до 600 процентов годовых, следует из данных Центробанка РФ. Банковские кредиты куда более "льготные" - от 17 до 36 процентов. На первых новое ограничение со стороны Google повлияет напрямую, на вторых - никак не отразится.
"Исследования показали, что эти кредиты могут привести к неподъемным платежам и высоким ставкам для пользователей", - заметил Дэвид Графф. Но с юридической точки зрения здесь скорее идет защита собственного бренда и имиджа, считают адвокаты, опрошенные "РГ", а также защита от предъявления претензий за рекламу услуг, которые принесли потребителям финансовый ущерб.
Заявление поисковой системы уже раскритиковала Ассоциация финансовых услуг Америки (CFSA), которая усмотрела в подобных действиях "дискриминацию и цензуру". Неправительственная организация "Американцы за финансовые реформы" парирует: действия соцсети и поисковика - "важный пример", которому должны последовать другие крупные игроки - Microsoft и Yahoo, все еще разрешающие рекламу "ростовщиков".
Пока международные игроки в Сети выдворяют со своих полей микрофинансистов, в России положение таких компаний практически не меняется. Единственный строгий запрет действует в отношении форекс-дилеров, аккредитованных Банком России, которым с 1 января 2016 года запрещено рекламировать свои услуги. Под запретом также реклама наркотиков, взрывчатых веществ, табака, некоторых медицинских услуг и прочего, а инициативы, касающиеся микрокредитов, стопорятся.