Мир стремительно меняется, и традиционная система подготовки кадров не успевает за переменами. В результате люди теряют работу, а работодатели не могут найти нужных им специалистов. Мировой ВВП недополучает из-за более низкой производительности труда $5 трлн в год. Устранить дисбаланс можно, кардинально изменив систему подготовки кадров и пересмотрев отношения между нанимателем и сотрудниками.
Испытание на разрыв
К таким выводам пришли авторы исследования «Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты», которое провели компания BCG, Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Госкорпорация «Росатом».
76% сотрудников беспокоятся о своей карьере: они считают, что им нужно готовиться к сложностям с работой.
45% работодателей в мире не могут нанять необходимого специалиста, потому что сотрудников нужной квалификации на рынке просто нет. Но одновременно опытные специалисты не могут найти работу из-за того, что их умения больше не нужны.
Пять принципов Казанской декларации:
1. Навыки будущего для каждого. Каждый человек получает базовый набор компетенций, необходимый для работы в условиях неопределенности и быстрых изменений на рынке труда, который включает базовые и когнитивные навыки, социально-культурные, зеленые и цифровые компетенции.
2. Осознанное развитие. Профессиональное развитие каждого осуществляется по персональной траектории в течение всей жизни.
3. Равные и справедливые возможности. Информация о вакансиях и образовательных возможностях в регионе работника и за его пределами легкодоступна, при этом трудоустройство возможно на базе компетенций и реального опыта независимо от формального образования, жизненной ситуации, физического состояния или социального статуса.
4. Мобильность компетенций. Трудовая мобильность в рамках закрепленных законодательством форматов, гибкие форматы работы (обучения) и/или удаленная (виртуальная) занятость доступны для каждого независимо от места нахождения.
5. Признание ценностей и уважение личности. Рабочее место и условия труда предусматривают возможности для самореализации и профессионального развития каждого работника вне зависимости от разделяемых им ценностей и убеждений, с должным уважением к ценностям устойчивого развития.
Эта проблема, известная как «кадровый разрыв» (skills gap), в той или иной степени проявляется в каждой стране мира. Одна из ключевых ее причин – несоответствие знаний и компетенций людей актуальным требованиям рынка, подчеркивают авторы исследования.
В результате работодатели часто вынуждены нанимать сотрудников с компетенциями, хотя бы отдаленно похожими на нужные, а сотрудники – соглашаться на работу, которая их не очень устраивает. И те и другие оказываются в квалификационной яме.
Фактически она лишь маскирует проблему, создавая иллюзию занятости, говорит Антон Степаненко, партнер BCG.
По оценке BCG, сейчас эта проблема затрагивает 1,3 млрд человек из 3,5 млрд трудоспособного мирового населения.
Через 10 лет таких людей в мире будет уже 1,4 млрд, а общее количество трудовых ресурсов не увеличится. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, в квалификационную яму попадает от 17 до 52% трудоспособного населения.
Потери от этого несут все, продолжает Степаненко. Работодатель либо теряет в производительности и недополучает выгоду, либо вынужден тратиться на переобучение. Работник, если он не может работать по специальности, теряет доход и квалификацию, а его мотивация снижается.
Вкалывают роботы
В число специальностей, где роботы наиболее активно будут вытеснять людей, по оценке исследования, проведенного для ВЭФа, войдут рабочие фабрик и сборочных цехов, специалисты клиентского сервиса (call-центров), администраторы, аудиторы, офисные сотрудники, отвечающие за ввод информации, сотрудники бухгалтерий.
Наиболее востребованными станут специалисты по анализу данных, искусственному интеллекту и машинному обучению, программисты, системные аналитики.
Главный вопрос для России – как удержать таланты и дать им возможности для развития, считают авторы исследования. Россия, по расчетам BCG, – в основной группе стран, где уровень несоответствия квалификации запросам рынка – от 45 до 75%. На близком уровне – Португалия и Испания.
Наперегонки с технологиями
Главная причина квалификационной ямы – система образования и подготовки кадров работает так же, как в XX в., а рынок труда с тех пор поменялся, объясняют авторы исследования. При этом государство продолжает финансировать обучение специалистов, чьи навыки и компетенции больше не нужны, и готовить кадры под те потребности работодателей, которые к моменту выпуска студента изменятся.
В России, например, по данным Росстата, в 2018 г. не по той специальности, которую они получили в учебном заведении, работало 29% выпускников вузов 2015–2017 гг. и 40% специалистов, получивших в те же годы среднее образование.
В целом по миру, согласно отчету Всемирного экономического форума (ВЭФ) The Future of the Jobs 2018 г., уже через четыре года из-за технологического развития 75 млн рабочих мест станут не нужны экономике. С другой стороны, появятся новые виды деятельности, а старые усложнятся – это, по оценке экспертов ВЭФа, приведет к созданию 133 млн новых рабочих мест. Но и требования к квалификации и производительности претендующих на них сотрудников будут выше.
Старая школа
Подготовка ненужных специалистов – наследие XX в.: система подготовки кадров была нацелена на достижение вершин в одной профессии, которой человеку хватало на всю жизнь, объясняет Степаненко из BCG.
Но с годами учеба стала занимать больше времени и подорожала.
По данным исследования College Board, за последние 30 лет стоимость четырехлетнего образования в среднем по миру выросла в 2–3 раза. А средняя продолжительность обучения, по данным совместного исследования Harvard University и Korean University, за последние 50 лет увеличилась в 1,9 раза в развитых странах и в 3,6 раза – в развивающихся.
WorldSkills International –
международная некоммерческая организация, объединяющая сейчас 82 страны. Её цель – повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и популяризация рабочих профессий путем проведения по всему миру соревнований для молодых профессионалов. В 2019 году мировой чемпионат WorldSkills принимала Россия.
Главная же проблема в том, что эти затраты больше не эффективны, считают в BCG. Если в середине прошлого века технические знания устаревали за 10 лет, то сейчас – за 2–5 лет. Но государства и работодатели во многих странах не готовы обеспечить систему переподготовки в течение всей жизни, да и у самих работников часто нет культуры постоянного развития.
76% работников беспокоятся о своей дальнейшей карьере: они считают, что им нужно готовиться к сложностям с работой, показал опрос сотрудников компаний, проведенный BCG совместно с Research Now SSI в 2018 г. При этом 30% опрошенных полагают, что ничего не могут сделать, чтобы подготовиться к грядущим изменениям.
От стандартизации – к уникальности
Преодолеть квалификационную яму возможно только при взаимодействии всех участников процесса развития талантов: государства, образовательной системы, бизнеса и каждого человека лично, считают авторы исследования из BCG, Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Госкорпорации «Росатом». Для этого необходимы кардинальные изменения в системе развития человеческого капитала.
Главная цель – перейти от массовой стандартизации подготовки кадров к массовой уникальности, т. е. рассматривать работников не как обобщенный экономический ресурс, а как отдельных личностей, учитывать потребности, возможности и таланты каждого, пишут эксперты.
Такой подход предполагает человекоцентричная концепция профессионального развития, описанная в Казанской декларации о навыках (подробнее см. врез.) Ее в августе 2019 г. одобрила Генеральная ассамблея WorldSkills International в ходе 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019.
WorldSkills Российские пути
Проблема кадровой ямы для Госкорпорации «Росатом» стоит особенно остро, потому что 90% отрасли консолидировано в 25 городах, рассказывает гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. «Мы работаем над созданием целой системы развития человека, которая начинается не в школе, а уже в детском саду. Делаем вклад в создание глобальной идеологии подготовки человека – профессионала будущего», – говорит он. У госкорпорации в городах присутствия есть проект «Школа «Росатома», рассчитанный на подготовку дошкольников, школьников и педагогов по специальным программам.
В «Роскосмосе» есть обмен лучшими практиками между сотрудниками, с 2019 г. запущен пилотный курс Chief Data officer вместе с Российским экономическим университетом им. Г. В. Плеханова, говорит Константин Шадрин, директор Центра цифрового развития госкорпорации. «Интересный пример – внедрение «наставничества наоборот» – наставниками становятся молодые специалисты в области современных цифровых технологий, и они передают самые актуальные знания работникам старшего поколения. Молодежь становится драйвером цифровизации», – рассказывает он.
«Мы стараемся не допускать разрыва поколений специалистов и так называемой кадровой ямы», – говорит представитель «АвтоВАЗа». За последние три года объем обучения в компании вырос вдвое (а профессионального – в 5 раз), она организует 40 000 различных курсов для сотрудников в год, объясняет собеседник «Ведомостей». «АвтоВАЗ» сотрудничает с ведущими вузами страны и Самарской области по целевой подготовке студентов.
Текст: Елена Виноградова
№ допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2019