Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. - писал А. С. Пушкин. Богатство общества определяется далеко не теми условиями, которые сегодня считаются обязательными. Вопреки устоявшемуся мнению, качества личности лидера страны, всеобщие избирательные права, географические и культурные особенности государства вовсе не самые главные факторы для успеха экономики.
Нужны совсем другие механизмы
Были исследованы* три десятка государств со всего света и из самых разных исторических периодов, начиная с XIII века и кончая XIX. Оценивали множество факторов, в частности, доступность ресурсов (пищи, товаров) для широких масс, развитость инфраструктуры, уровень бюрократизации, открытость социальных институтов для влияния со стороны жителей, равенство доходов и ответственность власти перед гражданами. Особое внимание уделено правам общества контролировать своих правителей: возможность импичмента, ограничение лидеров в контроле над ресурсами, а также наличие инструментов для проверки государственными структурами друг друга.
По словам авторов работы, уже первые результаты оказались очень любопытными. Так, оказалось, что вне зависимости от конкретного политического строя, культурных особенностей, географического положения, экономических предпосылок, наличия или отсутствия института выборов люди в среднем жили лучше в тех странах, где работали всего три ключевых признака: господство закона над негласными правилами или договоренностями; система сдержек и противовесов, регулирующая и ограничивающая власть на всех уровнях; обязательные и реально действующие инструменты для реализации воли граждан.
Люди лучше жили в тех странах, где работали три ключевых признака
Универсален и механизм, чтобы эта триада выполнялась:
- равноценная налоговая политика,
- эффективная бюрократия
- и прозрачная фискальная политика.
То есть надо, чтобы граждане вносили свои средства в казну, но не все одинаково, а пропорционально богатству и влиянию. А государство, в свою очередь, должно открыто, понятно и эффективно эти средства распределять. Принципиально важно, чтобы народ понимал, как и зачем тратят деньги и что это повысит благосостояние людей. А при недовольстве они должны иметь гарантированный и понятный всем инструмент прямо или косвенно влиять на фискальную политику.
* Вывод из журнала Current Anthropology историки из США и Мексики.
Кто-то скажет, что все это уже в прошлом, современные общества намного сложнее, живут по другим законам. Но обращает на себя универсальность механизма, который обеспечивал благосостояние граждан. Он работал и в XIII веке, и в XIX. И в самых разных странах, расположенных на разных континентах.
Текст: Андрей Меркулов Хватит трех //
Российская газета - Федеральный выпуск № 61(8412)
Историки назвали законы процветания государства
Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. - писал А. С. Пушкин. Богатство общества определяется далеко не теми условиями, которые сегодня считаются обязательными. Вопреки устоявшемуся мнению, качества личности лидера страны, всеобщие избирательные права, географические и культурные особенности государства вовсе не самые главные факторы для успеха демократии. Ей нужны совсем другие механизмы.*
Были исследованы три десятка государств со всего света и из самых разных исторических периодов, начиная с XIII века и кончая XIX. Оценивали множество факторов, в частности, доступность ресурсов (пищи, товаров) для широких масс, развитость инфраструктуры, уровень бюрократизации, открытость социальных институтов для влияния со стороны жителей, равенство доходов и ответственность власти перед гражданами. Особое внимание уделено правам общества контролировать своих правителей: возможность импичмента, ограничение лидеров в контроле над ресурсами, а также наличие инструментов для проверки государственными структурами друг друга.
По словам авторов работы, уже первые результаты оказались очень любопытными. Так, оказалось, что вне зависимости от конкретного политического строя, культурных особенностей, географического положения, экономических предпосылок, наличия или отсутствия института выборов люди в среднем жили лучше в тех странах, где работали всего три ключевых признака: господство закона над негласными правилами или договоренностями; система сдержек и противовесов, регулирующая и ограничивающая власть на всех уровнях; обязательные и реально действующие инструменты для реализации воли граждан.
Люди лучше жили в тех странах, где работали три ключевых признакаУниверсален и механизм, чтобы эта триада выполнялась: равноценная налоговая политика, эффективная бюрократия и прозрачная фискальная политика. То есть надо, чтобы граждане вносили свои средства в казну, но не все одинаково, а пропорционально богатству и влиянию. А государство, в свою очередь, должно открыто, понятно и эффективно эти средства распределять. Принципиально важно, чтобы народ понимал, как и зачем тратят деньги и что это повысит благосостояние людей. А при недовольстве они должны иметь гарантированный и понятный всем инструмент прямо или косвенно влиять на фискальную политику.
* Вывод из журнала Current Anthropology историки из США и Мексики.
Кто-то скажет, что все это уже в прошлом, современные общества намного сложнее, живут по другим законам. Но обращает на себя универсальность механизма, который обеспечивал благосостояние граждан. Он работал и в XIII веке, и в XIX. И в самых разных странах, расположенных на разных континентах.
Текст: Андрей Меркулов Хватит трех // Российская газета - Федеральный выпуск № 61(8412)