Почему крупные корпорации не заинтересованы в инновациях и открытиях, а напротив хотели бы ничего не менять, извлекая прибыли из своего монопольного положения? По мнению колумниста The Atlantic Дерека Томпсона, десятилетия спустя историки, вероятно, будут вспоминать начало XXI века как период, когда самые умные люди богатейшей страны мира (имеются в виду США) тратили свой талант, время и капитал на весьма узкую сферу применения человеческого интеллекта — цифровые технологии.
Благодаря усилиям этих умов мы получили беспрепятственный доступ к информации и различным удобствам. Но перемен в реальном, физическом мире компании Big Tech так и не совершили.
«Корпорации и стартапы плохо совместимы,— подтверждает.— Стартап, развивающий прорывную идею, просто не сможет встроиться в структуру крупной компании, где необходимо обеспечивать стабильный результат. Это было бы опасно и для самой корпорации — ведь увлекаясь новыми неопробованными технологиями, можно разрушить выстроенный годами производственный процесс и ни к чему не прийти».
Сергей Архипов, заместитель генерального директора по инновациям
ОАО “Объединенные машиностроительные заводы”
Рассказывает Анна Прохорова В центре событий от 16 апреля 2021 г.
Если вы оторвете взгляд от экрана своего смартфона, то поймете, что прогресс становится все сложнее увидеть. Например, электрический свет, автомобили, самолеты появились в конце XIX—начале XX веков. Кажется, реальный мир уже полностью «изобретен», замечает Томпсон. Сегодня большая часть инноваций сосредоточена в невидимом мире байтов и программных кодов. Сторонники Big Tech утверждают, что программирование сделало человечество более изобретательным, позволив нам беспрепятственно общаться, учиться, продавать и покупать. Безусловно, это так. Никто не поспорит с тем, что теперь легче, например, публиковать свои работы или синтезировать музыку. И все же экономика инноваций находится в упадке.
Экономика инноваций находится в упадке
В 2015 году у среднестатистического американца было гораздо меньше шансов основать компанию, чем в 1980-х годах. Одно из объяснений — Кремниевая долина. Крупные технологичные компании (Microsoft, Facebook, Google) превратились практически в монополии. У венчурных инвесторов по этому поводу даже появился термин «зона поражения» — компании-лидеры отбрасывают огромную «тень» на весь рынок, не только влияют на его развитие, но и параноидально скупают более мелких конкурентов.
Мысль о том, что Кремниевая долина поможет решить все проблемы Америки — это иллюзия, которая вызвана стремлением техноэнтузиастов привлечь капитал в Калифорнию и желанием политиков отвлечь внимание от того, что творится в Вашингтоне, уверен Томпсон.
Автор Людмила Клейменова
Рассказывает Анна Прохорова В центре событий от 16 апреля 2021 г. ТВЦ