Мораль и право
Функционирование таких механизмов обеспечивается формальным юридическим правом. Именно формальное развитое право приводит те или иные действия в статус санкционированных и несанкционированных. И определяет наказание за несанкционированные действия. Механизмы же неформальные основаны на том, что человек ведет себя определенным образом вне зависимости от того, насколько ему грозят те или иные юридические санкции.
Такие неформальные механизмы создаются и воспроизводятся культурой и традицией. И определяют те представления о должном и недолжном, благом и злом, допустимом и недопустимом и, в конечном итоге, справедливом и несправедливом, которые являются своего рода "каркасом" распространенной в обществе морали.
В религиозной среде мораль адресуется к божественным заповедям (есть такое важное и совсем не пустое понятие "страх божий"). В атеистической среде массовая мораль обычно воспроизводится без таких адресаций и назиданий, но постоянно передается через культуру. Но именно общая мораль, в любом случае, оказывается своего рода "базисом" для социализации человека с самого детства - в семье, школе, уличных группах, коллективах, объединенных дружбой или совместной деятельностью.
Неформальное доверие
держится только и исключительно на указанном институте общей морали, освященной культурой и традицией и массово воспроизводящейся в ходе социализации. Здесь взаимное доверие определяется критерием убежденности в совпадении моральных норм и представлений о справедливости.
Формальные же механизмы обеспечения доверия, которые я уже описал, обсуждая то, чем именно они отличаются от неформальных, - это прежде всего система права и правоприменения. То есть комплекс законодательных органов, кодифицированных норм законов, судебной системы и системы исполнения судебных решений.
Этот комплекс механизмов, придающих эффективность современному обществу, построен очень сложно. И в нем для любого человека оказывается далеко не очевидной связь конкретной формальной нормы с его собственными моральными установками, а также с моральными установками других людей. И потому-то весьма распространенным оказывается достаточно массовое недоверие и к каждому звену системы формальных правовых институтов, и к системе этих институтов в целом.
Именно по этой причине вся мировая история создания правовых систем практически повсеместно предъявляла создаваемые формальные правовые институты - как преемственные массовой социальной морали, освященной религией, культурой и традицией. То есть как морально справедливые и потому вызывающие доверие. Так было в Древнем Риме, так было в Европе, так было в Китае, так было в США, так было в России, начиная с Киевской Руси.
Социально-государственный слом, происходящий в России после распада СССР, не мог не оказать кардинального влияния и на формальные правовые, и на неформальные традиционные механизмы доверия. И, как мы видим, особенно серьезный слом при этом претерпели неформальные институты, включая массовую мораль.