В синтезе с новыми технологиями
В начале нашей практики в середине 1990-ых добрая половина адвокатов работала без справочно-правовых систем и компьютеров. В начале "нулевых" электронная почта рассматривалась нотариусами как излишнее баловство, отвлекающее от работы. Теперь же даже самая консервативная организация / предприниматель должны иметь сайт и быть активными в социальных сетях. Времена меняются и выигрывает от этого потребитель.
Когда процедура разрешения спора проводится преимущественно онлайн, её именуют термином онлайн разрешение споров —ОРС (ODR- Online Dispute Resolution), как например. большинство проводимых процедур разрешения споров онлайн, включая первоначальную направление запроса на разрешение спора, избрание медиатора, изучение доказательств, устные слушания при необходимости, онлайн-дискуссии, и даже заключение медиативного соглашения, влекущего возникновение обязательств сторон спора. Хотя при этом имеется много гибридных форм урегулирования споров (частично онлайн и частично офлайн - прим. перевод.), онлайн разрешение споров - ОРС обычно подразумевается как иное пространство для разрешения споров, от начала и до конца, с соблюдением основных принципов надлежащей правовой процедуры.
ОРС родилось в результате синергии АРС
- Альтернативного разрешения споров и ИКТ, как метод конфликторазрешения, для споров динамично проистекающих в сети Интернет, и для которых традиционные средства разрешение спора были неэффективными или недоступными. Использование ИКТ в разрешении споров в настоящее время растет, при условии, что разница между формами офлайнразрешения споров (т.е. без ИКТ) и онлайнв настоящее время размыты. Аналогичное происходит между разрешения споров и предупреждения споров. Например, в системе электронных аукционов eBay (читается и-Бэй, международная торговая площадка для взаимодействия потребителя с потребителем C2C Consumer to Consumer, сервис предоставляется и на русском языке в ряде стран вкл. Россию прим. перевод.) ОРС использует в качестве инструмента для профилактики возникновения споров. В самом деле, конструкция механизма ОРС в потребительской сфере преследует две взаимосвязанных цели. Прежде всего, это способствует доступности правосудия за счет распространения его действия на уязвимые слои потребителей с позиции защиты их прав, за счёт предложения более простой альтернативы, чем судебный порядок, например в случае незначительной цены спора для реализации законных прав потребителей на защиту. Во-вторых, эффективные правозащитные механизмы повышают потребительское доверие и будут способствовать созданию более конкурентного рынка. Успех большого онлайн рынка, который обеспечивает эффективную технологию ОРС был продемонстрирован на примере системы электронных аукционов eBay, на которой ОРС выступает в качестве третьей нейтральной стороны и урегулирует между покупателями и продавцами порядка 60 миллионов споров ежегодно. Это существенный показатель, особенно в сравнении с полутора-миллионным количеством гражданских исков, предъявляемых в английские суды каждый год.
Использован отрывок из публикации Online Dispute Resolution Services: A Selected Number of Case Studies Впервые статья была опубликована на англ. языке в (2014) 20(6) в Журнале Computer and Telecommunications Law Review стр. 172-178. Часть приведенных исследований была проведена при поддержке грантов Европейской Комиссии (European Commission Action Grant (EMEDEU) Проект -JUST/2013/JCIV/AG/4689). На русский языке статья переведена с разрешения автора. Сервисы разрешения споров онлайн: избранные кейсы. Автор: Доктор Пабло Кортес, старший лектор Юридической Школы Университе́та Ле́стера (Pablo Cortes is a Senior Lecturer at the School of Law, of University of Leicester ) в переводе и с комментариями Марата Авдыева, директора Сибирского Центра конфликтологии.