Я называю эту систему "третьей стороной"
Около 20 лет назад я был в Южной Африке. Я работал с представителями конфликтующих сторон, и у меня был в запасе свободный месяц. Поэтому я провёл некоторое время среди нескольких групп бушменских племён Сан. Мне было любопытно, как они разрешают конфликты. Потому что, в конце концов, это охотники и собиратели, которые на глазах нашего поколения живут почти так, как наши предки жили на протяжении, возможно, 99% истории человечества. И все мужчины этих племён используют в охоте ядовитые стрелы - абсолютно смертельные. Так как же они справляются с разногласиями?
Что ж, я узнал, что, когда в этих племенах разгораются страсти, находится человек, который прячет ядовитые стрелы в зарослях кустарника, а все остальные садятся в круг и сидят, и говорят, говорят. Это может продолжаться два дня, три дня, четыре дня, но они не отдыхают, пока не придут к решению, а ещё лучше, к примирению. Но если чувства всё ещё слишком сильны, они отсылают буянов подальше навестить родственников и остыть.
Возможно, вот эта система, позволила нам дожить до сего дня, учитывая наши человеческие склонности. Я называю эту систему "третьей стороной". Потому что, если вдуматься, обычно мы описываем конфликт, как процесс, в котором всегда участвуют две стороны. Это арабы против израильтян, рабочие против управляющих, муж против жены, республиканцы против демократов, но мы часто не видим, что всегда есть третья сторона. И третья сторона конфликта - это мы, окружающее сообщество, друзья, союзники, члены семьи, соседи. И мы можем сыграть невероятно конструктивную роль. Может быть, самое главное, чем может помочь третья сторона, - это напомнить конфликтующим, что поставлено на карту. Ради детей, ради семьи, ради всего сообщества людей, ради будущего, давайте прекратим воевать, хотя бы на мгновенье, и начнём разговаривать. Потому что проблема в том, что, когда мы вовлечены в конфликт, очень легко потерять цель. Велика опасность начать просто сопротивляться. Мы, люди, - это просто реагирующие машины. Как гласит пословица, когда человек зол, он может произнести лучшую в жизни речь, о которой всю оставшуюся жизнь он будет жалеть. А третья сторона напоминает нам об этом. Третья сторона помогает нам "выйти на балкон" - это метафоричное название места, из которого можно взглянуть на ситуацию целиком, из которого мы можем смотреть на цель, не отрываясь.
Позвольте рассказать вам историю из моего собственного опыта переговоров. Несколько лет назад я участвовал как посредник в очень жёстких переговорах между руководством России и руководством Чечни. Как вы знаете, между ними шла война. Мы встретились в Гааге, во Дворце мира, в той же комнате, где проходил трибунал по военным преступлениям в Югославии. И переговоры начинаются с жёсткого старта: вице-президент Чечни ткнул пальцем в русских и сказал: "Вы должны сидеть на этих стульях, потому что вас будут судить за военные преступления". А потом он повернулся ко мне и сказал: "Вот вы американец. Посмотрите, что вы, американцы, делаете в Пуэрто-Рико". И я начал судорожно думать: "Пуэрто-Рико? Что я знаю о Пуэрто-Рико?" Я начал сопротивляться, реагировать, но потом я постарался вспомнить, что надо "выйти на балкон". И когда он остановился, и все посмотрели на меня в ожидании ответа, взирая "с балкона", я смог поблагодарить его за высказанное мнение, и я сказал: "Я благодарю Вас за критику моей страны, и я считаю это знаком того, что мы друзья, и потому можем говорить друг с другом откровенно. Мы собрались здесь не для того, чтобы обсуждать Пуэрто-Рико или прошлое. Мы собрались для того, чтобы понять, сможем ли мы найти способ остановить страдания и кровопролитие в Чечне". Разговор вернулся в нужное русло. Вот в чём заключается роль третьей стороны: третья сторона помогает конфликтующим "выйти на балкон".
Теперь давайте на минутку перенесёмся туда, где происходит, по всеобщему мнению, самый сложный, или самый неразрешимый, конфликт, - на Ближний Восток. Вопрос: где здесь третья сторона? Как нам попасть на "балкон"? Нет, я не претендую на то, что у меня есть решение ближневосточного конфликта, но я думаю, я знаю, как сделать первый шаг - буквально, первый шаг. Что-то, что любой из нас мог бы сделать, как представитель третьей стороны. Позвольте задать вам сначала один вопрос. Кто из вас за последние несколько лет чувствовал тревогу за ситуацию на Ближнем Востоке и задавался вопросом, можно ли что-то сделать? Просто из любопытства, давайте посмотрим, сколько нас? Хорошо, как видите - подавляющее большинство. И в то же время - это так далеко от нас. Почему мы уделяем столько внимания этому конфликту? Из-за количества погибших? Но в конфликтах в Африке погибает в сотни раз больше людей, чем на Ближнем Востоке. Нет, дело в истории, дело в том, что мы чувствуем себя частью этой истории. Христиане ли мы, мусульмане или евреи, верим ли мы в Бога или нет, мы чувствуем, что нас задевает за живое.