В самом начале 2015 года многие страховые компании столкнулись с ростом убытков и стремительным сокращением объемов продаж по направлению автострахования, равно как и числа своих клиентов. О том, насколько изменилась ситуация на этом рынке в Сибири к середине 2015 года и какие перспективы рисуют себе сами страховщики, Что думают крупнейшие игроки этого сегмента в СФО?
А кому легко приходится в кризис?
Экономический спад начала 2015 года и обострившаяся политическая обстановка значительно повлияли на состояние рынка автострахования. С самого начала кризиса в декабре 2014-го аналитики предвещали рынку тяжелый год, утверждая, что проблемы коснутся как страховщиков, так и автовладельцев.
Так, повышение цен на автомобили, удорожание запчастей к иномаркам вследствие роста курса валют к рублю, а также кризис в сегменте автокредитования привели к ощутимому удорожанию каско — на 15–30%. Негативную роль сыграло непосредственное повышение тарифов каско, в результате которого его стоимость в большинстве случаев не оправдывает сумму возмещения ущерба при наступлении страхового случая.
Не лучше ситуация и в сегменте ОСАГО
Тарифы на ОСАГО увеличились за последние 12 месяцев два раза: в октябре и в апреле. В результате мы столкнулись с двукратным удорожанием со всеми вытекающими последствиями, — рассказывает топ-менеджер одного из участников рынка на условиях анонимности. Кроме повышения тарифов на ОСАГО, изменились отношение к выплатам, размер компенсации и схема расчета ущерба. Стоит лишь отметить, что максимальная сумма износа снизилась с 80% до 60%. Не способствуют привлекательности ОСАГО для потребителя и новшества, внесенные в ПДД: теперь участники аварии обязаны освободить проезжую часть, что впоследствии затрудняет выяснение обстоятельств происшествия, особенно в случае каско. Упразднение службы аварийных комиссаров также добавляет проблем попавшим в ДТП водителям, что также демотивирует их в покупке ОСАГО. Все эти изменения можно назвать «революционными».
В итоге от названных изменений особенно сильно пострадали средние и мелкие страховые компании, для многих из которых моторное страхование являлось чуть ли не единственным видом услуг. Крупные же игроки осознанно уходят с рынка ОСАГО, адекватно оценивая его сжатие и сопутствующие этому проблемы. Автовладельцы также болезненно реагируют на сложившуюся ситуацию — отказом от страховых услуг, переходом на более дешевое страховое обслуживание в области или даже попытками подделать полисы.