Сугата Митра делится необычными прикладными исследованиями, он рассуждает об образовании «в глубинке», анализируя как отдаленность сказывается на качестве образования. Под отдаленностью я подразумеваю несколько вещей. Во-первых, это обычное явление, означающее, что вы уходите все дальше и дальше от центра города и попадаете в отдаленные районы.
Что происходит с образованием?
Второй или другой тип отдаленности значит, что в больших городах по всему миру есть такие районы, трущобы, случайные поселения, бедные кварталы, которые в экономическом и социальном смысле удалены от остального города. То есть есть "мы" и "они". Что происходит с образованием в таком контексте? Теперь соедините вместе две эти идеи.
Мы предположили, что в школах в отдаленных районах недостает хороших учителей. Если же они там есть, то таких учителей сложно удержать, потому что там нет достаточно хорошей инфраструктуры. А если бы у них и была инфраструктура, то у них наверняка возникли бы сложности с её поддержанием. Но я захотел проверить, так ли это. Поэтому в прошлом году я взял машину, посмотрел в Google Map маршрут в северную часть Индии от Нью-Дели, который бы не проходил ни по одному крупному городу или большому центру.
Мы проехали около 300 км, и где бы мы ни находили школу, мы проводили там ряд стандартных тестов, а затем заносили результаты тестов в таблицу. Результаты были любопытными, хотя их и нужно внимательно изучать. Я имею в виду, это лишь пример, нельзя подводить под него всё. Но было вполне очевидно, достаточно ясно, что по этому отдельно взятому маршруту, чем отдаленнее была школа, тем хуже оказывались результаты. Это показалось мне несколько несправедливым, и я постарался соотнести данные с такими параметрами, как инфраструктура, или наличие электроснабжения, или чем-то еще в этом роде.
К моему удивлению, данные не соотносились. Ни с размером классов. Ни с качеством инфраструктуры. Ни с уровнем жизни. Не коррелировали.
Цель — большой город, или нет?
Но, когда я проводил опрос в этих школах, задавая учителям всего один вопрос: "Вы бы хотели переехать в большой город?" 69 % ответили: "Да". И, вы понимаете, что они отвечают так, находясь совсем близко к Дели. В более богатых пригородах Дели учителя отвечали отрицательно, потому что, как известно, это относительно лучшие районы. А вот за 200 км от столицы "Да" - это единственный ответ. Я думаю, что учитель, который каждый день, заходя в класс, думает: "Как бы я хотел работать в другой школе!" - оказывает огромное влияние на результаты, которые получаются в конце. Похоже, что проблемы начальной школы возникают не столько из-за того, что дети голодают, и не потому, что классы переполнены, а из-за низкой мотивации и миграции учителей. Видимо, дело было именно в этом.
Новые идеи апробируют в лучших школах, но . . .
Когда мы говорим об образовании и технологиях, например, вебсайтах, создании условий для групповой работы, вы слушали об этом выступления все утро, в первую очередь, новые идеи апробируют в лучших городских школах, что, на мой взгляд, искажает результат. Научная литература (один из элементов инноваций) постоянно обвиняет образовательные технологии в сверх-востребованности и недостаточной результативности. Учителя соглашаются, но говорят: "Отлично, но это слишком высокая цена за то, чего мы достигнем". Потому что такие проекты проходят апробацию в школах, где ученики уже получают процентов 80 из того, что они могли бы. Вы применяете эту супер-пупер новую технологию - и результат повышается до 83%. Директор смотрит на это и говорит: "3% за 300 тысяч долларов? Даже не думайте об этом". А вот если ту же технологию применить в одной из отдаленных школ, где результат был 30%, и стал, скажем, 40% - это совсем другое дело. Получается, что значительные изменения в подготовленности учащихся будут куда значительнее в основании пирамиды, а не наверху. Но, сейчас мы, кажется, действуем наоборот.
Технологии надо доводить сначала до менее привилегированных
Так я пришел к выводу, что технологии надо доводить сначала до менее привилегированных, а не наоборот. И в итоге, возник вопрос - как изменить восприятие учителем новшеств? Когда приходишь к учителю и показываешь какую-то технологию, первая реакция учителя - нельзя заменить учителя на машину. Это невозможно. Я не вижу в этом ничего невозможного, но если на мгновенье представить, что это все-таки невозможно, вот цитата сэра Артура Кларка, писателя-фантаста, которого я встретил в Коломбо. То, что он мне сказал, полностью решило эту проблему. Он сказал: "Того учителя, которого можно заменить машиной, надо заменить". Вы скажете, что это ставит учителя в жесткие рамки. В любом случае, я выступаю за то, что альтернативное начальное образование, неважно, какую альтернативу вы выбираете, необходимо там, где нет школ; там, где школы недостаточно хороши, где нет учителей или там, где учителя недостаточно хороши. Если случилось так, что вы живете там, где нет таких проблем, вам не нужно альтернативное образование. Пока что мне не встретилось такое место. За исключением одного. Я не назову его, но где-то люди сказали:"У нас нет такой проблемы, потому что у нас идеальные школы и учителя". .Есть такие места на планете, но..