О ценностной рациональности
Я считаю, что надо попытаться побороться за гуманизм. Надо попытаться по бороться за целостного человека, не вписанного в кремниевую пластинку. Что такое целостный человек? Это то, на чем держится Европа. Это Античность с этим широким мировоззренческим взглядом; это Возрождение — человек творческий, сильный, способный достичь колоссальных результатов; это Новое время — наука, служащая во благо человека, вот что такое Европа. Античность, Возрождение и Новое время. Вот на этом надо построить новую идеологию.
Возьмем образование. Великий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт говорил: «Познание и созидание составляют сущность человека». Познание — это образование, наука. Каким должно быть образование? «Дистанционным, прагматичным; навыки и компетенции»,
говорят нам. Прагматизм сейчас доминирует в концепции образования. Я говорю: «Нет, наоборот, образование должно давать человеку все то, что было выработано человечеством на протяжении тысячелетий». Античность, Возрождение, Новое время и плюс — религия.
Существуют три института познания мира: наука, искусство и религия. У каждого института свой язык — научный, художественный, религиозный. Каждый человек должен в меру своих способностей по меньшей мере представлять себе, что это за языки, как на них говорят, что можно познать с помощью этих языков. И это новое образование, надо стремиться к нему.