С каждым годом официальные рейтинги российских школ всё больше отрываются от реальности. Критерии оценки составлены так, что преимущество получают крупные учебные комплексы и элитные школы, набирающие одарённых учеников посредством экзаменов. Стремление администрации учебных заведений получить денежный грант за высокое место в рейтинге часто вредит качеству обучения.
«Октагон» вместе с экспертами разобрался, почему по современным рейтингам нельзя судить о качестве среднего образования.
Официальные рейтинги школ в последние годы нередко являются инструментом манипуляции – с их помощью чиновники в сфере образования заставляют администрацию учебных заведений выполнять текущие задачи.
ЕГЭ-2023 ознаменовался снижением количества сдающих физику выпускников: по сравнению с прошлым годом число записавшихся на этот предмет снизилось на 1 процент. Такая же картина сложилась с профильной математикой. Обществознание и литературу, наоборот, в этом году выбрали на 1 процент школьников больше, рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. При этом уже несколько лет приоритетом для государства является подготовка специалистов по инженерным, IT и медицинским специальностям – по этим направлениям выделяется больше всего бюджетных мест. Как следствие, с текущего года дополнительные баллы за учеников, сдавших на высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ по естественно-математическим предметам (профильная математика, физика, информатика, биология, химия), будут начисляться московским школам в ходе составления рейтинга департамента образования и науки города Москвы.
Критерии рейтинга московских школ
делятся на девять блоков. В 2023 году учебные заведения оценивают по сумме баллов ЕГЭ и ОГЭ у каждого ученика, динамике результатов госэкзаменов по сравнению с прошлым годом, количеству победителей и призёров всероссийской и московской олимпиад школьников, числу детей, перешедших в 1-й класс из детского сада внутри одного учебного комплекса, эффективности профилактики правонарушений среди учащихся и обучению инвалидов.
Кроме того, на рейтинг школы влияют количество призёров и победителей чемпионата по профессиональному мастерству и чемпионата «Абилимпикс», сдача ГТО, участие образовательной организации в командных соревнованиях по любительскому спорту и победы учеников на олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы», «История и культура храмов столицы и городов России», «Не прервётся связь поколений», «Мой район в годы войны».
После подсчёта баллов все столичные школы, подведомственные департаменту образования, разделяются на несколько групп: топ-20 (сумма гранта составляет 40 млн рублей), топ-21–70 (25 млн рублей), топ-71–170 (15 млн рублей), топ-171–220 (6 млн рублей). С 2018 года департамент образования стал рейтинговать школы только по группам, точно узнать, какое место в рейтинге занимает учебное заведение, теперь невозможно.
В последние годы не составляются официальные рейтинги и по профилям обучения, хотя школ, которые одинаково хорошо дают знания по всем направлениям, не так много.
К рейтингу департамента образования не первый год возникают претензии
в первую очередь из-за того, что при его составлении учитываются абсолютные цифры, а не относительные, то есть у школ с большим количеством учеников шансы попасть в топ рейтинга выше, независимо от качества обучения, считает учитель истории и обществознания Татьяна Каширская.
– Часть критериев, которые используются для составления рейтинга, не имеют никакого отношения к качеству обучения или к непосредственной работе школы, – отмечает педагог в беседе с «Октагоном».
– Добавление в рейтинг дополнительных баллов за ЕГЭ по естественно-математическим предметам и вовсе ставит школы в неравное положение: у физико-математических школ и учебных заведений с биологическими, химическими и медицинскими классами положение будет заведомо выгоднее, чем у школ с преобладанием гуманитарных профилей. На мой взгляд, логичнее было бы рейтинговать учебные заведения в рамках отдельных направлений, как делалось раньше.
Источник Телеграмм - канал Октагон.