Очень важно, чтобы государство перестало быть параноиком — втайне разрабатывать свои проекты, а затем навязывать их обществу. Необходимо вовлечь в формулирование стратегии, национального проекта все группы власти и общества, выявлять и принимать различные точки зрения и конфликты, а не подавлять и замалчивать их.
Многообразие рыночной экономики, демократии и гражданского общества
Уже более 200 лет основное идеологическое противостояние определяется соотношением рынка и государства: больше рынка — меньше государства, больше государства — меньше рынка. Сейчас фокус идеологической дискуссии в мире смещается: идея заключается в том, что рыночная экономика, политическая демократия и независимое гражданское общество могут принимать сильно отличающиеся друг от друга институциональные формы. Невозможно достичь цели по обеспечению экономического роста, который приносил бы пользу всем группам общества, т.е. построить социальную экономику, в рамках уже существующих институциональных моделей. России не нужно выбирать между тем, чтобы имитировать институты богатых североатлантических стран и оставаться заложником собственного прошлого. Она должна быть способна к обновлению, изменению и созданию новой формы свободного общества.
Я выступаю за то, чтобы государство было сильным за счет радикальной демократии, а не авторитаризма. Благодаря этому перемены станут меньше зависеть от кризиса. Шок не должен быть непременным условием перемен. Я убежден, что ни одно общество не может сегодня решить свои фундаментальные проблемы в рамках институций, определяющих нынешнее существование развитых североатлантических стран — Западной Европы и Северной Америки.
Бюрократия или бизнес?
Сейчас в мире существует две основные модели взаимоотношения государства и бизнеса: американская, где государство не связано с бизнесом и лишь регулирует его, и модель Северо-Восточной Азии, где бюрократический аппарат формулирует единую торгово-промышленную политику и налагает ее на бизнес. Необходима новая модель в виде стратегического взаимодействия между государством и бизнесом (не крупным, а прежде всего малым и средним) — децентрализованная, предполагающая активное участие, плюрализм, совместность действий, экспериментальность. И нужно развивать в среде малого и среднего бизнеса систему, которую можно назвать «совместной конкуренцией»: фирмы будут конкурировать друг с другом, но одновременно сотрудничать, объединяя ресурсы, чтобы добиться экономии на масштабе. Это пример не регулирования, а реформирования рыночной экономики
Спекулятивный финансовый капитал
В нынешней системе производство в основном осуществляет самофинансирование: частные компании реинвестируют прибыль. А значительная часть капитала в банковской системе и на финансовом рынке имеет очень опосредованную, косвенную, эпизодическую связь с производственной активностью общества. Финансы должны служить реальной экономике, необходимо сделать их хорошим слугой, а не плохим господином. Все это примеры трансформации, демократизации рыночной экономики, а не просто ее регулирования и корректирования порожденного ею неравенства через систему компенсационного перераспределения доходов. Самый легкий путь для России — скопировать североатлантическую рыночную модель и объединить ее с историческими ценностями. Но это не лучший путь, лучший — это революционная трансформация, реформирование, преобразование, обновление рыночной экономики на базе социальной вовлеченности и раскрытия экономических возможностей. Проблемы современного общества можно решить, лишь изменив институты, определяющие функционирование рынка, демократии и независимого гражданского общества. Я бы назвал этот путь демократическим экспериментализмом.
Реализация равных возможностей
Основная задача — демократизация рыночной экономики, открывающая возможности, позволяющая реализовать способности подавляющему большинству населения. Для ее выполнения необходима демократизация экономики путем взаимодействия государства с малым и средним бизнесом и «совместной конкуренции», а также постановки финансового сектора на службу реальной экономике. Вторая задача — революция в образовании. Невозможно успешно реализовать экономическую модель, о которой я говорю, не подготовив людей, способных процветать в такой системе.