Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Мысли философа Роберто Унгера - Приоритеты в образовании

Приоритеты в образовании

В образовании должно быть два основных приоритета: увязать качество управления учебными заведениями на местах с национальными стандартами качества и инвестиций, а также заменить способ образования, основанный на запоминании, предоставлении большого объема информации, приобретении энциклопедических знаний, способом, который нацелен на развитие аналитических способностей и решение проблем, который учит использовать информацию избирательно с целью анализа, который развивает сотрудничество, а не различные формы индивидуализма и авторитаризма, который использует диалектический подход к получению запаса знаний. Необходимо преподавать каждый предмет с противоположных точек зрения.

Сплоченность гражданского общества

Третья задача — обеспечить сплоченность гражданского общества, создать практическую основу для социальной солидарности. Сегодня в развитых странах единственный вид такой солидарности — перераспределение доходов государством, которое направляет их на социальные программы. Но в социальном плане деньги — слишком слабая связующая сила. Единственная практическая основа для социального единства — непосредственная забота о других людях за пределами собственной семьи. У каждого взрослого человека должно быть по крайней мере две позиции в обществе: место в производственной системе и обязанность заботиться о ком-то, не связанном с ним родственными узами. Например, обязательная социальная служба в дополнение к военной службе или вместо нее.

Стандартизированные услуги низкого качества

Сейчас в мире существует две основные модели: стандартизированные услуги низкого качества, предоставляемые бюрократией, и приватизированные общественные услуги коммерческих компаний. Альтернативой могла бы стать такая модель: государство организует финансирование, координацию, обеспечение оборудованием и материалами для независимых представителей гражданского общества, чтобы они могли участвовать в экспериментальном и конкурентном предоставлении общественных услуг. Четвертая задача — создать высокоактивную демократию. В развитых странах демократия низкоактивная, в ней перемены провоцируются кризисом. Странам, таким как Бразилия и Россия, нужно сильное государство, способное не допустить захвата власти влиятельными плутократами. Есть только два способа создать такое государство. Первый — в виде авторитарного бюрократического аппарата. Это кратчайший путь, но он обходится очень дорого, потому что бюрократический аппарат в конечном итоге становится заложником собственных властных интересов.

Отказ от шаблонного мышления 

Порядок, сформировавшийся после Второй мировой войны, предлагает человечеству институциональный шаблон, который становится условием доступа к глобальным общественным благам. Например, ВТО налагает на своих членов обязательство следовать не просто абстрактным принципам рыночной экономики, но определенной версии этой экономики. ВТО требует соблюдать установленный режим защиты интеллектуальной собственности, который оставляет технологические инновации в руках небольшого числа транснациональных компаний. ВТО запрещает все виды стратегического сотрудничества между правительствами и компаниями, навешивая на него ярлык «субсидии», при том что в свое время оно помогло богатым странам стать таковыми. Необходимо добиваться максимальной экономической открытости с минимальными ограничениями на институциональные эксперименты, которые разные страны должны проводить, чтобы развиваться, включая эксперименты в организации рыночной экономики. Человечеству нужны энергия, благоприятные возможности для того, чтобы придумать что-то новое. Такая позиция отсутствует в современном мире, и ее могут представить такие страны, как Бразилия и Россия.

Нельзя начинать с догм и приоритетов, начинать нужно с того, что работает. И нужно обновить систему федерализма, чтобы он был ориентирован на сотрудничество и экспериментаторство. Для решения наших проблем необходима совместная работа разных слоев государства. Очень важно, чтобы государство перестало быть параноиком — втайне разрабатывать свои проекты, а затем навязывать их обществу. Необходимо вовлечь в формулирование стратегии, национального проекта все группы власти и общества, выявлять и принимать различные точки зрения и конфликты, а не подавлять и замалчивать их. И наконец, стратегия не должна восприниматься как план правительства, находящегося сейчас у власти. Это должен быть совместный проект государства и общества, он должен быть способен пережить нынешнее правительство. Жизненная необходимость решить насущные проблемы обычных людей заставляет нас реформировать институциональную среду.

 Заключение

Предопределенности не существует — таков главный посыл философа Роберто Мангабейра Унгера, который, с его точки зрения, открывает дорогу для бесконечных экспериментов в экономической, политической и социальной жизни.
В 1987 г. журнал Northwestern University Law Review посвятил весь выпуск вышедшей тогда главной научной работе Унгера — трехтомнику «Политика: Опыт конструктивной социальной теории», отметив, что тот смог в одной масштабной работе объединить право, историю, политику и философию.

В 29 лет Унгер стал самым молодым профессором в истории Гарвардской школы права. Он был преподавателем Барака Обамы, а также его консультантом во время президентской кампании 2008 г. и противником — в 2012 г.


В подготовке материала участвовала Полина Темерина // Ведомости 29/01/2013, с 08

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск