Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Самый радикальный метод решения конфликта

Karen Pryor

Карен Прайор (Karen Pryor) – известный ученый, ее основная заслуга, на мой взгляд, в способности передать сухие факты живым и увлекательным языком, понятным каждому человеку. Карен, мать троих детей, биолог по образованию, опубликовала  книгу по грудному вскармливанию. Постройка океанариума ее интересовала, но и только. До открытия оставалось три месяца, когда выяснилось, что «дрессируемые дельфины выдрессировали своих дрессировщиков давать им рыбу даром»!

Проблема была все та же – в барьере терминов. Как биолог, Карен Прайор легко разобралась в инструкциях консультанта-психолога (проблемами научения животных в США занимались психологи) и поразилась изящности и увлекательности системы «оперантного научения». Так получилось, что с 1963 по 1971 год Карен Прайор занималась в основном дрессировкой дельфинов.

Не рычите на собаку

В 1972 году она покинула океанариум и не собиралась больше возвращаться к дрессировке. В 1975 году она закончила работу над книгой «Несущие ветер», а затем и «Не рычите на собаку!», в которых изложила суть метода простым и понятным языком. Написанные с большим чувством юмора, книги принесли ей широкую известность, и ее стали приглашать с лекциями по дрессировке. В 1992 году она вернулась в дрессировку и занялась обучением собак. Названные книги были переведены на русский язык в 1995 году, и наши читатели знают об описанном в них способе обучения как об «оперантном научении» или «обучении с положительным подкреплением». Вы вероятно знаете, что в качестве условного подкрепления (похвалы, за которой следует поощрение), дрессировщики дельфинов используют свисток. Собакам, как и лошадям, многие команды принято давать голосом и занимать рот свистком при их дрессировке неудобно. Для собак, в качестве условного положительного подкрепления, были разработаны небольшие, очень простые устройства, издающие громкий щелчок, по-английски «клик» (“click”). Благодаря этому устройству метод Карен Прайор стал называться «кликер-дрессировка» (“clicker-training”). В 1999 году вышло первое издание книги «Clicker training for dogs», которая была переведена на русский язык в 2005 году. Сегодня Карен Прайор автор семи книг, успешный предприниматель, основатель компании Sunshine Books, Inc. (издание книг по поведению), а также сайта и Интернет-магазина, создатель Фонда Прайор, бабушка семи внуков и владелец двух собак и кошки.

Метод «кликер-дрессировка» основан на научных исследованиях, поэтому он универсален. Большинство людей использует его интуитивно – если вы, говоря лошади «Браво!», даете ей лакомство, вы уже работаете этим методом. Как вы увидите суть метода очень проста и он может применяться в совмещении со многими другими методами.


Решение конфликтов методами Карен Прайор

Цитируем по сайту © 2003-2014 Rabota.RU/Работа.РФ

«Убить зверя»

Самый радикальный метод решения конфликта и в то же время самый действенный. Своего рода высшая мера наказания. Ведь если казнить убийцу, то он уже точно никогда не совершит преступление. Данный метод довольно жесток, но порой является единственным вариантом решения проблемы. Например, когда тяжесть совершенного субъектом поступка слишком велика, или нет возможности вносить изменения в поведение.
Примеры:

Ваша собака лает всю ночь во дворе.
Решение: убрать собаку (усыпить, отдать, продать).

Сотрудник ленится на работе.
Решение: уволить работника.

Метод 2. Наказание

Самый распространенный вид борьбы с нежелательным поведением, однако, по мнению автора книги, наказание в большинстве случаев не несет положительного результата.

Карен Прайор:
«Одна из причин, почему наказание обычно не действует, заключается в том, что оно не совпадает по времени с нежелательным поведением; оно возникает после, а иногда, как в случае судебного законодательства, много позже. Поэтому у субъекта может не образоваться связь между наказанием и своими прежними действиями; у животных этой связи не образуется никогда, людям тоже это обычно не дается. Если бы каждый раз при краже у вора отрывался палец, а неправильно припаркованная машина вспыхивала, я думаю, что воровство и штрафы за паркование практически не существовали бы».
Еще один серьезный минус наказания: оно не учит субъекта, как надо делать, а лишь как НЕ надо делать. Ребенок, которого родители наказывают за плохие отметки в школе, так и не узнает, как учиться хорошо. В лучшем случае он поймет, что получать плохие оценки чревато наказанием. По мнению Карен Прайор, наказание может применяться лишь в случае пресечения нежелательного поведения при его зарождении, если оно не превратилось в укоренившуюся привычку.
Примеры:

Ваша собака лает всю ночь во дворе.
Решение: ударить собаку или облить ее водой, когда она лает.

Сотрудник ленится на работе.
Решение: ругать его перед остальными работниками, понизить зарплату.

Метод 3. Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление встречается сплошь и рядом в повседневной жизни. Например, вы пришли в гости к бабушке и взяли на руки ее любимую кошку. В ответ бабушка нахмурила брови, и вы сразу же поняли, что ей не нравится, когда кто-либо берет на руки ее питомца, и оставляете кошку в покое.

Карен Прайор:
«Отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление, подобно положительному, происходит во время поведения, а не после него, и может быть "включено" изменением поведения. Секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтобы научиться прекращать его, когда поведение субъекта улучшилось хоть немножко».
Примеры:

Ваша собака лает всю ночь во дворе.
Решение: направить на собачью будку сильный пучок света. Выключите свет, как только собака перестанет лаять.

Сотрудник ленится на работе.


Решение: усилить контроль и делать выговор всякий раз, когда качество работы снижается.

Метод 4. Угашение

По мнению автора книги, поведение, которое не приводит ни к каким результатам (ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким), скорее всего, со временем затухнет. Если мальчик дергает девочку за косички, то он рассчитывает на ее реакцию, пусть даже на негативную. Девочка обращает на него внимание, проявляет чувства (злобу, агрессию, недовольство), а значит, результат был достигнут, и мальчик будет ее дергать за косички регулярно. Если же девочка никак не реагирует, то мальчику это, скорее всего, надоест, и он выберет другую «жертву».
Этот метод бесполезен для искоренения хорошо отработанного, самоподкрепляемого поведения, однако он хорош для борьбы с нытьем, дурным настроением, поддразниванием. Например, если ваш коллега щелкает ручкой для того, чтобы вас позлить, то игнорирование поможет. Но если он это делает просто так, по привычке, то ваше хладнокровие вас не спасет, и сослуживец будет щелкать ручкой до тех пор, пока вы не попросите его перестать или не выкинете его ручку в окно.
Примеры:

Ваша собака лает всю ночь во дворе.
Решение: этот метод не сработает, так как собака лает, когда ей захочется.



Сотрудник ленится на работе.


Решение: если неправильная форма поведения является способом привлечения внимания, то перестаньте обращать внимание.

Метод 5. Выработка несовместимого поведения

Если кратко, суть этого метода заключается в том, чтобы поставить субъекта в такое положение, в котором он не мог бы проявлять негативное поведение, а вынужден был заниматься чем-то другим. Например, если ваш ребенок кричит в машине, попробуйте вместе с ним спеть его любимую песенку. Нельзя одновременно кричать и петь, и ребенок, скорее всего, выберет второе, перестав кричать.

Карен Прайор:

«Выработка несовместимого поведения очень полезна для исправления собственного поведения, особенно, когда дело касается эмоциональных состояний, таких, как печаль, беспокойство, чувство одиночества. Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе: танцы, хоровое пение, любая интенсивная двигательная активность, даже бег. Вы не можете быть заняты ими и в то же время барахтаться в несчастье».Karen Pryor is the CEO of Karen Pryor Clicker Training and Karen Pryor Academy.

Биография

Karen is an active, leading spokesperson and teacher for effective force-free training across the globe. Her work with dolphins in the 1960s revolutionized animal training by pioneering and popularizing force-free training methods based on operant conditioning and the conditioned reinforcer.

Karen’s 40-year career working with and educating scientists, professional trainers, and pet owners has changed the lives of countless animals and their caretakers in zoos, oceanariums, and pet-owning households.

She is the author of six books, including Don’t Shoot the Dog!, the "bible" of training with positive reinforcement. Her most recent book, Reaching the Animal Mind, describes how to bring out the undiscovered creativity, intelligence, and personality of the animals in our lives. Karen lives outside Boston, Massachusetts.

Юруслуги по подписке

Я согласен с Условиями использования и с Политика конфиденциальности

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск