fbpx

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Научные конференции

Подтвердили очевидное

Содержание материала

Я сказал так!Иногда в суде приходится доказывать, что закон "О защите прав потребителей" применим в банковской сфере  или в сфере страхования. Речь идет о фундаментальных принципах: право на безопасность товара, услуги, право на информацию, право потребительского выбора. Всё сказанное актуально и в сфере коммунальных услуг, когда стороной договора является гражданин, использующий товар, услуг для личных / семейных целей.  И вот наконец  Верховный суд РФ ещё подтвердил - да это так! 

 

Базовые права потребителей  

Вот некоторые выводы Верховного суда, касающиеся закона, действующего в России с 1991 г.  

1. Действие законодательства о защите прав потребителей распространяется на договоры об оказании гражданам туристских услуг. Если клиенты отказались от турпоездки, агентство не может брать неустойку.

2. Ресурсоснабжающая организация (поставляющая электроэнергию, газ и т.п.) не может отключать от света и тепла граждан, своевременно оплативших счета. Даже если деньги где-то исчезли на счетах коммунальщиков, обычные жильцы не должны страдать.

3. Если продавец отказался добровольно возместить ущерб потребителю, то по суду он должен будет еще и заплатить немалый штраф.

4. Законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую, в том числе строительную, деятельность. Поэтому если дом сдан позже установленного срока, покупатели квартир, заключившие договора на стадии строительства, вправе рассчитывать на компенсацию в том числе морального вреда.

5. По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, возникшего в сфере защиты прав потребителей, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

6. В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец должен сам доказать факт отсутствия в товаре недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине. Если человек купил машину с перекрашенным кузовом, именно продавец должен доказать, что это не брак, и перекрашивали авто на заводе во время изготовления.


Новое звучание старых принципов 

Верховный суд России направил людям в мантиях особые разъяснения, как защищать клиентов и покупателей от произвола продавцов.

Избитая фраза "клиент всегда прав" обрела в новом документе высшей судебной инстанции особую силу. В своем специальном обзоре судебной практики, посвященном применению законов по защите прав потребителей, Верховный суд объяснил массу важных полезных вещей.

 

Например, поставщикам света и тепла в наши дома запрещено отключать электричество и горячую воду за долги коммунальщиков. Если жильцы платят исправно, они должны жить в человеческих условиях.

Покупатели квартир в строящихся домах могут рассчитывать на компенсацию морального вреда, когда строительство затянулось. А если новая машина сгорела из-за короткого замыкания в автомобиле, продавец должен вернуть деньги несчастному покупателю. Если же он будет тянуть с этим, то заплатит еще и штраф. И это далеко не все приятные сердцу покупателя разъяснения, которые содержатся в документе Верховного суда страны.

Для людей в мантиях обзор судебной практики должен быть ориентиром при рассмотрении подобных дел. Увы, в "РГ" часто приходят жалобы от граждан, мол, в суде им заявили, что та или иная газетная статья "чистый пиар", а в жизни, мол, все по-другому. Но это неправда. Позиция высшей судебной инстанции - дорого стоит. Она формируется уважаемыми и компетентными правоведами. Не учитывать ее при рассмотрении дел нельзя.

Безусловно, в каждом конкретном случае судья должен решать отдельно, взвешивая все "за" и "против" именно в данной житейской ситуации. Только при этом нельзя забывать про закон и справедливость. На чьей они стороне, и пояснил Верховный суд страны.

 

Взять, например, типичную, увы, ситуацию: жильцы исправно платили по коммунальным счетам, но деньги растворились на счетах коммунальщиков и так и не дошли до конкретных кочегарок или электростанций. Кто виноват? Явно не жильцы. Однако крайними в этом случае часто оставались именно жители. С коммунальщиков, мол, какой спрос? Тем не менее люди не должны сидеть без газа и света, терпеть лишения за свои же деньги.

Юруслуги по подписке

Я согласен с Условиями использования и с Политика конфиденциальности

Правообладатель

Сайт принадлежит Союз

"Сибирский Центр медиации"

Россия 628400 Ханты-мансийский 

автономный округ- Югра

город Сургут

Энергостроителей сот, 

Ул. Верховая , дом 125

Тел. +7(982) 226-3990

marat@eMediator.ru