Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Научные конференции

Подтвердили очевидное

Я сказал так!Иногда в суде приходится доказывать, что закон "О защите прав потребителей" применим в банковской сфере  или в сфере страхования. Речь идет о фундаментальных принципах: право на безопасность товара, услуги, право на информацию, право потребительского выбора. Всё сказанное актуально и в сфере коммунальных услуг, когда стороной договора является гражданин, использующий товар, услуг для личных / семейных целей.  И вот наконец  Верховный суд РФ ещё подтвердил - да это так! 

 

Базовые права потребителей  

Вот некоторые выводы Верховного суда, касающиеся закона, действующего в России с 1991 г.  

1. Действие законодательства о защите прав потребителей распространяется на договоры об оказании гражданам туристских услуг. Если клиенты отказались от турпоездки, агентство не может брать неустойку.

2. Ресурсоснабжающая организация (поставляющая электроэнергию, газ и т.п.) не может отключать от света и тепла граждан, своевременно оплативших счета. Даже если деньги где-то исчезли на счетах коммунальщиков, обычные жильцы не должны страдать.

3. Если продавец отказался добровольно возместить ущерб потребителю, то по суду он должен будет еще и заплатить немалый штраф.

4. Законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую, в том числе строительную, деятельность. Поэтому если дом сдан позже установленного срока, покупатели квартир, заключившие договора на стадии строительства, вправе рассчитывать на компенсацию в том числе морального вреда.

5. По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, возникшего в сфере защиты прав потребителей, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

6. В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец должен сам доказать факт отсутствия в товаре недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине. Если человек купил машину с перекрашенным кузовом, именно продавец должен доказать, что это не брак, и перекрашивали авто на заводе во время изготовления.


Новое звучание старых принципов 

Верховный суд России направил людям в мантиях особые разъяснения, как защищать клиентов и покупателей от произвола продавцов.

Избитая фраза "клиент всегда прав" обрела в новом документе высшей судебной инстанции особую силу. В своем специальном обзоре судебной практики, посвященном применению законов по защите прав потребителей, Верховный суд объяснил массу важных полезных вещей.

 

Например, поставщикам света и тепла в наши дома запрещено отключать электричество и горячую воду за долги коммунальщиков. Если жильцы платят исправно, они должны жить в человеческих условиях.

Покупатели квартир в строящихся домах могут рассчитывать на компенсацию морального вреда, когда строительство затянулось. А если новая машина сгорела из-за короткого замыкания в автомобиле, продавец должен вернуть деньги несчастному покупателю. Если же он будет тянуть с этим, то заплатит еще и штраф. И это далеко не все приятные сердцу покупателя разъяснения, которые содержатся в документе Верховного суда страны.

Для людей в мантиях обзор судебной практики должен быть ориентиром при рассмотрении подобных дел. Увы, в "РГ" часто приходят жалобы от граждан, мол, в суде им заявили, что та или иная газетная статья "чистый пиар", а в жизни, мол, все по-другому. Но это неправда. Позиция высшей судебной инстанции - дорого стоит. Она формируется уважаемыми и компетентными правоведами. Не учитывать ее при рассмотрении дел нельзя.

Безусловно, в каждом конкретном случае судья должен решать отдельно, взвешивая все "за" и "против" именно в данной житейской ситуации. Только при этом нельзя забывать про закон и справедливость. На чьей они стороне, и пояснил Верховный суд страны.

 

Взять, например, типичную, увы, ситуацию: жильцы исправно платили по коммунальным счетам, но деньги растворились на счетах коммунальщиков и так и не дошли до конкретных кочегарок или электростанций. Кто виноват? Явно не жильцы. Однако крайними в этом случае часто оставались именно жители. С коммунальщиков, мол, какой спрос? Тем не менее люди не должны сидеть без газа и света, терпеть лишения за свои же деньги.


честный труженник  не обязан страдать за чужие долги

Как пояснил Верховный суд России, закон не исключает возможности прекращения подачи газа и электричества в том случае, если потребителями являются юридические лица. Задолжал завод за энергию - его проблемы.

Но сирота, пенсионер, любой честный труженник вовсе не обязан страдать за чужие долги. Человек, его права и свободы по Конституции являются высшей ценностью. Напомнить это будет нелишним даже юристам. Как пояснил Верховный суд, согласно постановлению правительства, организация - поставщик тепла и света обязана обеспечить достойное тепло и бесперебойный свет гражданину, своевременно оплатившему счета.

 

Еще одна житейская история: человек купил машину, на которую автодилер для пущей красоты поставил новую магнитолу. Однако кто-то что-то подключил неправильно, и машина сгорела из-за короткого замыкания. Покупатель обратился к продавцу с претензией, но получил отказ. В таком случае работает принцип: скупой продавец платит дважды.

Человек вправе обратиться в суд и требовать еще и компенсацию морального вреда за то, что его требования не были сразу удовлетворены. Плюс суд еще должен оштрафовать нерадивого продавца. При этом продавец машины обязан не только вернуть стоимость авто, но и компенсировать убытки. Допустим, машина сгорела вместе с гаражом, значит, гараж надо восстанавливать тоже за счет автодилера, иное было бы несправедливо.

Другое пояснение предъявляет повышенные требования к качеству товара. В данном случае человек приобрел дорогую иномарку, якобы только что с завода. Однако выяснилось, что кузов машины был с дефектом. Как установила экспертиза "имело место ремонтное перекрашивание кузова принадлежащего истцу автомобиля".

Как обычно, продавцы попытались доказать, что ничего страшного, ездить можно и так. Однако прав в данном случае клиент, а не продавцы. Он хотел новую машину, а не битую и перекрашенную.

 

Доказывать же, что машина новая, а они не виноваты, должны в первую очередь продавцы.

"В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец доказывает факт отсутствия в товаре недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине", - пояснил Верховный суд страны.

Истец в суде пояснил, что, по его мнению, проданный ему автомобиль подвергался ремонту, однако об этом обстоятельстве продавец ему не сообщил, в связи с чем было нарушено право клиента на получение достоверной информации о покупаемом товаре.

По закону, если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, информация об этом должна быть доведена до покупателя. А он пусть решает, брать или нет.

 

В данном случае в деле не было доказательств, что работы по перекрашиванию кузова автомобиля были произведены заводом-изготовителем в процессе изготовления автомобиля.

Кстати, незнание товара не освобождает продавцов от ответственности. Они могли сколько угодно думать, что машина целая и новая, но, если есть проблемы, надо отвечать. А ссылаться в суде на неосведомленость продавцу нельзя.

Хорошая новость и для туристов: если они не смогли по каким-то причинам поехать по путевке, уже оплаченной в туркомпании, агентство обязано вернуть им все до копейки. Поводом для разъяснения послужило обычное дело: люди забронировали турпоездку, все оплатили, но поехать не смогли. Сначала они сообщили туроператору о переносе срока путешествия, а затем о расторжении договора и возврате денег.

 

Деньги были возвращены не в полном размере и несвоевременно, что, как указал Верховный суд страны, является нарушением прав потребителей. Это очень важный пункт: часто многие туристические компании предпочитают удерживать у себя какой-то процент, мол, они же работали, отвлекались на человека.

 

Однако в данном случае никаких услуг клиенты не получили. Значит, деньги - назад.

Традиционно болевой вопрос и так называемое долевое строительство, когда покупаются недостроенные квартиры. Среди покупателей бытует мнение, что покупка "фундамента" это игра в русскую рулетку: с одной стороны - дешево, а с другой - может и не повезет. Тем не менее документ Верховного суда запрещает строителям затягивать сроки. Если покупатель получит жилье позже срока, указанного в договоре, он вправе рассчитывать на компенсацию, в том числе морального вреда.


 

Владислав Куликов  "Российская газета"

Юруслуги по подписке

Я согласен с Условиями использования и с Политика конфиденциальности

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск