Какое правовое государство способно развиваться без конституционного суда? Роль такого суда трудно переоценить. В СПБ открылась международная конференция, посвященная четвертьвековому юбилею Конституционного суда РФ. Из более чем 50 тысяч обращений последних лет только полторы тысячи жалоб были поданы в защиту политических прав, однако каждый раз эти вопросы имеют особое значение. Так, в начале 1990-х годов
КС пришлось принять решение о легитимности только политических партий общероссийского статуса, поскольку на фоне роста сепаратистских настроений закрепление региональных политических сил могло привести к расколу страны. Затем в 1993 году суд разрешил президенту РФ издать временный указ о начале экономической реформы, поскольку парламент, оппозиционный главе государства, блокировал принятие соответствующего закона. К последним политическим вопросам можно отнести проверку конституционности закона о капитальном ремонте и введении системы взимания платы с грузовиков "Платон", хотя подоплека у них другая.
Трудная роль судьи
- Подобные дела носят конъюнктурный характер, - открыто заявил журналистам заместитель председателя КС РФ Сергей Маврин. - В выборный год оппозиция снова оживилась, потому что надо набирать политические очки.
Еще одно резонансное дело, рассмотренное высшей юридической инстанцией РФ в последнее время, связано с новыми поправками в Федеральный закон о Конституционном суде, согласно которым он может выносить постановления о неисполнении решения международных судебных инстанций. В основе разбирательства - решение Европейского суда по правам человека по делу "Анчугов и Гладков против России", когда двое приговоренных к смертной казни (впоследствии замененной на 15-летний срок лишения свободы) решили бороться за предоставление избирательных прав заключенным. А поскольку запрет избирать и быть избранным прописан непосредственно в статье Конституции РФ, ЕСПЧ рекомендовал России изменить сам Основой закон.
0
- Мы не стали упрекать Страсбург, что Анчугов и Гладков не получили бы избирательных прав ни в одной стране мира как осужденные за тяжкие преступления, - отметил Зорькин. - Но в Конституцию РФ нельзя внести поправки, можно только принять новую Конституцию. И не факт, что на референдуме граждане проголосовали бы за вариант, рекомендованный ЕСПЧ. Еще бы и смертную казнь вернули.
Решение было найдено путем толкования Конституции РФ, основанном в том числе на разнице понятий "лишение свободы", под которым в Росси понимают только особый вид уголовного наказания и к которому не относится, как в Европе, любое ограничение свободы. Тем не менее, федеральному законодателю также были даны рекомендации конкретизировать положения закона, в том числе выделив в отдельный вид уголовного наказания, скажем, отбывание срока в колонии-поселении, которое в этом случае не будет сопровождаться лишением избирательного права.
Еще до вынесения этого постановления Европейская (Венецианская) комиссия за демократию через право Совета Европы осудила новые поправки в закон о КС, однако в ходе конференции председатель ВК Джанни Букиккио еще раз подчеркнул, что оглашенная позиция - предварительная, а окончательная будет обнародована в июне 2017 года.
Как исполняются решения Конституционного суда?
На сегодняшний день федеральный законодатель не исполнил 45 постановлений, предполагающих исправление законодательства, 25 из них – за 2015–2016 годы, а два наиболее старых датированы 2008 годом (в 2014 году проигнорированных решений было 36). Растет число постановлений суда, которые предполагают отмену оспоренной нормы. В КС это объясняют тем, что признание спорной нормы, соответствующей Основному закону, но в выявленном судом конституционно-правовом смысле зачастую расценивается правоприменительными органами как показатель отсутствия проблемы, и автору жалобы отказывают в пересмотре дела со ссылкой на то, что основанием для этого может быть лишь отмена нормативного акта.
По итогам 2015 года во исполнение решений КС было принято 13 федеральных законов, в целях исполнения еще девяти решений даны поручения кабмина. Из 47 рекомендаций поручения даны в отношении трех и еще по двум в Думу внесены законопроекты. В общей сложности на различных стадиях законодательного процесса сейчас 27 законопроектов такого рода, по девяти из них "в течение довольно длительного периода отсутствуют какие-либо сведения".
Газета "Ведомости"
Вектор развития смотрит в Азию
Председатель Конституционного суда Республики Корея Хан-Чул Пак в ходе конференции еще раз вернулся к проблеме создания Азиатского суда (или комиссии) по правам человека - подобные структуры существуют уже на всех континентах, кроме Антарктики и Азии. Эксперты отмечают, что процесс не будет легким, поскольку предстоит организовать взаимодействие государств с разным политическим устройством - от Северной Кореи и КНДР до Камбоджи и Японии. Возможно, полагает Букиккио, начать можно с коалиции небольшой группы государств, в которую смогут позднее войти другие страны.
- Хорошо, если Россия, которая уже работает с ЕСПЧ, примет участие и в работе Азиатского суда по правам человека, - отметил он. - В конце концов, у российского орла две головы.