Доверия в нашей стране, похоже, уже нет почти ни к кому. Поиск предполагаемой конфликтности интересов, возможной коррупционной составляющей в настоящее время, к сожалению, становится серьезным сдерживающим фактором, создающим атмосферу всеобщей подозрительности и недоверия в сфере медиации и третейского разбирательства
В отечественном правопорядке нет не только системы постоянно действующих третейских судов , но и отсутствует внятный подход, позволяющий узнать их число, определить местонахождение, получить информацию о правилах, списке потенциальных арбитров и проч.
Почему третейские суды под подозрением?
На слуху не только наиболее профессиональные и заслуженные центры третейского разбирательства, но, к сожалению, все чаще говорят о злоупотреблениях: от манипулирования названием третейских судов (до степени смешения с государственными судами и органами власти) до использования института третейского разбирательства в противоправных целях. Однако, как и с количеством третейских судов, реальной статистики злоупотреблений в третейском разбирательстве не существует и, возможно, это обстоятельство лишь служит формальным поводом для «закручивания гаек».
Дискредитации самой идеи гражданского общества
Сначала на уровне профессионального сообщества, а затем и публичной власти, начали искать ту «кнопку», которая остановит злоупотребления, приводящие к дискредитации самой идеи третейского разбирательства. Так как действующее законодательство не позволяет эффективно с ними бороться, стали выдвигаться предложения о резком сокращении числа третейских судов, возможности их создания только отдельными организациями, передаче контроля за созданием и деятельностью третейских судов на государственный уровень.
Вот Вам и Doing business в России!
Насколько продуктивны эти заградительные меры и соответствуют ли они правовой природе способов АРС, а также полезны ли для дальнейшего развития третейского разбирательства в нашей значительной по размерам стране и создания необходимых условий для позиционирования России как «оазиса международного коммерческого арбитража»? Полагаем, что скорее можно высказаться негативно при ответе на эти вопросы.
Доверие - только к членам своего "профсоюза"
Ярким проявлением данного явления может служить отзыв (заключение) Правительства РФ2 на инициативу ВАС РФ о наделении судей в отставке потенциальной возможностью быть избранными в качестве третейского судьи или медиатора, содержащейся в законопроекте ВАС РФ об оптимизации судебной нагрузки. В данном случае речь идет о мнении Правительства РФ о наличии потенциального конфликта интересов, если судьи в отставке будут выступать в качестве третейского судьи или медиатора, и дело затем будет рассматриваться государственным судом (что в таких ситуациях фактически исключается, видимо, Правительство РФ имело в виду случаи получения исполнительного листа или оспаривания решения третейского суда, либо обращение за утверждением или исполнением мирового соглашения по итогам медиации).
Путь к застою
Этот подход показывает, как глубоко поражено недоверием наше общество, что становится преградой в инициации любых начинаний, ведет к безразличию и нежеланию брать на себя ответственность, застою и постепенной стагнации. И все же для нормального развития общественных отношений в любой сфере кредит доверия просто необходим!
Об авторе
Фрагмент основан на публикации Постоянно действующие третейские суды — создание системы доверия! Г. В. СЕВАСТЬЯНОВ, главный редактор журнала «Третейский суд», член Правления Российского Центра содействия третейскому разбирательству и Экспертного Совета третейского сообщества.
Полный текст статьи и фото автора