Падение курса рубля открыло интересные возможности перед российскими ВУЗами: выход на зарубежные рынки образования. Для этого необходимо пересмотреть устоявшиеся модели работы, сложившиесяв "тучные годы". Во-первых, нужно стать ближе к абитуриентам, пересмотрев деловые процессы приема, включая возможноть вступительных экзаменов / собеседования онлайн, во-вторых думать о профориентации выпускников на глобальных рынках труда. В-третьих, вынести излишний формализма, навязываемого Минобрнауки (т.е. журналы, отчеты, свводные отчеты и т.д.) за пределы учебного процесса: никому кроме чиновников это не интересно. В четвертых, нарабатывать имя именно на международном образовательном рынке. Давайте сделаем это вместе!
Пора проснуться
Традиционные модели образования вытесняются более современными, предусматривающими онлайн формат, удобные формы обучения, дистанционное и сетевое взаимодействие, а также снижение давления на преподавательских состав: бремя отчетности, сверхнормативные нагрузки и часы, обязательные публикации в международных научных журналах и др. формальные критерии.
Эксперты расходятся в оценках объема современного мирового рынка образования: по данным ВТО он составляет 50–60 млрд. долларов, по данным ОЭСР – около 30 млрд. долларов. Более точно масштабы рынка отражает численность иностранных студентов, обучающихся за пределами своих стран. В течение 1990-х годов она выросла в 2 раза и достигла к 2004 г. двух миллионов [1] . К 2025 году, по оценке ЮНЕСКО, число иностранных Экспорт образования – как студентов в мире увеличится с нынешних 2 млн. до 5–7 млн., две трети из которых будут составлять выходцы из Азии, прежде всего из Индии и Китая [2]. Образовательные услуги для иностранцев предлагают сегодня тысячи высших учебных заведений из почти 140 государств. При этом основная конкуренция на международном рынке образовательных услуг происходит, как правило, между странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией. На эти страны, где обучается иностранных студентов, приходится примерно 4/5 свыше 4/5 всех общемировых государственных расходов на образование
У России - большой потенциал на международном рынке образования
По числу обучающихся иностранных граждан, включая выходцев из СНГ, Россия занимала 8-е место в мире (более 95 тыс.) . В соответствии с более «свежими» данными, предоставленными департаментом международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России, в 2008 г. в 650 российских вузах обучалось свыше 120 тыс. иностранных граждан, из них большая часть (70 тыс.) – граждане СНГ. В 37 филиалах ведущих вузов России (МГУ, Российского университета нефти и газа и других), которые открыты в странах ближнего и дальнего зарубежья, обучались 25 тыс. человек. На долю России приходится 3% от общего количества учащихся в мире иностранных граждан, в то время как в США их доля составляет 22%, а в Великобритании 12%, Германии – 9%, Франции – 8,8%, Австралии – 8,2%, Китае – 5%, Японии – 4,2% [3] .
Рынок ЕАЭС и стран постсоветского пространства
Сейчас только в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Украине действуют 37 филиалов, созданных 29 российскими вузами, среди которых МГУ имени Ломоносова, Российский госуниверситет нефти и газа имени Губкина, Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет. В этих филиалах обучается 25 тысяч человек. "Доход России от экспорта образовательных услуг составляет 350 миллионов долларов", - отметил директор Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков. Расширение экспорта образовательных услуг позволило бы обеспечить российские интересы в новых условиях развития образовательных процессов в мире. Речь идет о возобладавшей в последнее время объективной тенденции формирования транснационального (трансграничного) образования (transborder education) глобализации образовательных рынков, который сопровождается всеми проявлениями борьбы за рынки.
В свете решений
В документах Правительства Российской Федерации есть задача III «Повышение эффективности управления в системе образования», см. мероприятие 23 «Повышение конкурентоспособности российского образования, содействие экспорту образовательных образования на услуг» Федеральной 2006–2010 годы», целевой программы утвержденной развития постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. No 803 17 , раздел III.4 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года No 1662-р 18 ), Минобрнауки России, Рособразования и других федеральных органов исполнительной власти (Приказ Рособразования от 16 мая 2008 г. No 471 «О работе по подготовке национальных кадров для зарубежных стран в контексте развития экспорта образовательных услуг российских вузов»)