Наши уважаемые коллеги! См. результаты круглого стола по практике банкротства граждан в Новосибирске. Мы не ожидали такого всплеска интереса к теме! Аудитория была забита до отказа. Да, было жарко, было тесно, но вместе с тем, интересно. Как приятно услышать от собравшихся теплые слова и пожелание относительно следующей встречи.
Без помпезности и формализма
Если говорить коротко, то главный посыл для начала круглого стола был следующим:
- Банкротство - больше социальный, чем юридический сервис,
- Главная задача Закона состоит в том, чтобы охватить 80% целевой аудитории, а это 4,2 млн. граждан - банкротов
- Актуально снижение непроизводительных издержек общества на 70-80 тыс. руб. за каждое дело о банкностве гражданина / супругов за счёт упрощения процедур, что в итоге даст экономию обществу ~300,000,000,000 руб.
- Важно создать реально работающие правовые механизмы защиты должников от кредиторов
- Цель состоит не в том чтобы обанкротить как можно больше должников-граждан, а в увеличении доли реструктуризации кредитов , планов финансового оздоровления.
В чиле приоритетов должны быть:
- Укрепление доверия между банками, МФО с одной стороны и гражданами - с другой
- Снижение социальной напряженности
- Выигрыш все социальных группы, а не только лишь избранных.
Мы постарались провести мероприятие неформально, стимулировать дискуссию. Насколько это удалось - судите сами, луше один раз увидеть!
На переднем плане этого снимка с нашего круглого стола - судья Екатерина Анатольевна Сорокина, которая войдет в историю российской юстиции как судья, создавшая первые прецеденты банкротства и полного освобождения граждан от обязательств перед банками, коллекторами и МФО.
Марат Авдыев что-то горячо расказывает, стоя у экрана. А в помещении +26 С и не всем хватило места. Кто то из слушателей заглядывает в аудитрию из-за двери. Другие же впоследствии обратились с гневными претензиями: почему нас не пустили на круглый стол! Похоже, нам предстоит оправдываться в суде :-)
Говоря о международном опыте онлайн разрешения споров в фининсовой сфере, следует отметить, что судебная система Англии и Уэльса практикует Онлайн Разрешение Споров - ОРС для урегулирования проблемной задолженности. Система называется Денежные требования онлайн (Money Claim Online) и позволяет должникам урегулировать претензии кредиторов ценой до £100,000 онлайн без необходимости явки в окружной суд*. Истцы могут отслеживать движение дела онлайн, и ответчикам также предлагается использовать систему онлайн. С помощью системы Денежные требования онлайн было обработано более чем 60000 претензий в год, что превышает годовое число споров в любом окружном суде страны. Имеется популярная система, для урегулирования конкретного типа гражданских споров по возмещению вреда жизни, здоровью, имуществу в результате дорожно-транспортных происшествий (road-traffic personal injury claims). Эта система называется RTA PI Claims Portal. онлайн процесс позволяет сторонам в досудебном порядке обменяться претензиями и возражениями и достичь урегулирования спора по результатам ДТП, в случае, когда степень тяжести вреда оценивается ниже двадцати пяти тысяч английских фунтов стерлингов (£25,000).
* Сервисы разрешения споров онлайн: избранные кейсы.
Автор: Доктор Пабло Кортес, старший лектор Юридической Школы Университе́та Ле́стера
(Pablo Cortes is a Senior Lecturer at the School of Law, of University of Leicester )
в переводе и с комментариями Марата Авдыева, директора Сибирского Центра конфликтологии.
Авдыев Марат Александрович // Сервисы разрешения споров онлайн: избранные кейсы// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №8 (56). Номер статьи: 5601. Дата публикации: 2015-08-08 .
Презентация по теме круглого стола
Конечно, некоторые вопросы остались без ответов, потому что не каждая социальная ситуция разрешима с позиции права либо судебного решения. И тогда на помощь приходит медиация!
Вот презентация по теме круглого стола
Да, с аудитрией вышли накладка! Мы были вынуждены за 3 дня до начала круглого стола сменить адрес и найти аудиторию побольше, чем планировали изначально, потому что неожиданно отклик на круглый стол по Практике банкротства граждан превзошёл все ожидания скептиков: 20, 30, 50, и в последние дни - более 60 зарегистрированных! Мы почувствовали огромную ответственность, которая неожидано обрушилась на наши плечи. Как в этой ситуации отказаться от мероприятия - умри, но сделай!
Пробираясь сквозь препятствия
Я и мои коллеги почувствовали огромное облегчение, когда на круглом столе появилась Екатерина Анатольевна Сорокина - судья арбитражного суда НСО, потому что пройти сквозь лабиринты многочисленных ограждений и решеток здания, где находилась аудитория была целая проблема. (Несмотря на указатели, некоторые участинки круглого стола заблудились и так не дошли.) А те, кто дошли жаждали здать свой вопрос именно судье Екатерине Анатольевне Сорокиной.
Проект резолюции круглого стола
Какой же проект резолюции обсуждался на круглом столе? Мы рамножили и распространии среди участников приведенные ниже тезисы, но смогли обсудить лишь 10-15% из них. Поэтому что жара в аудитории становилась просто невыносимой. Но в перерывах и даже после окончания круглого стола некторые учатсинки продолжили дискуссии на улице. И сейчас более логично провести обсуждение на электронных форумах ФинансыРомансы.РФ.
№ п/п |
Что предлагается? |
Ожидаемый результат |
Правовые основания |
1 |
Упростить формы 1, 2 заявления приказа Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530 до одной одностраничной формы и предусмотреть возможность её подачи онлайн через многофункциональные центры государственных услуг, почтовые отделения, банки, салоны связи. (В идеальном случае достаточно было бы ФИО Заявителя и паспортных данных либо данных иного документа, удостоверяющего личность, включая УЭК). |
Ликвидация искусственных барьеров в правосудии и снижение издержек, связанных с процедурами банкротства. |
Ряд нормативных актов, предусматривающих возможность получения государственных услуг в электронном формате взаимодействия, а также обращения в арбитражный суд в электронном формате. Ст. 46, 47 Конституции РФ с учетом сложившейся социальной практики электронного взаимодействия. Кроме того, банки и МФО, как правило, используют электронный документооборот. |
2 |
Возложить на арбитражный / специализированный суд по банкротству граждан, обязанность истребования необходимых документов от соответствующих ведомств: непосредственно от Росреестра, Агентства ипотечного и жилищного кредитования, органов ЗАГС, Пенсионного фонда РФ, Налоговых органов, от банков и МФО Федеральной Службы судебных приставов России, Бюро кредитных историй и др. |
Сокращение срока для подготовки дела к судебному разбирательству. Снижение профессионального ценза для обеспечения доступа к правосудию. |
Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. №1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимо-действия».Обязательность определений суда для всех органов власти ст 16 АПК РФ, обязанность организаций представлять ответы на запросы суда ст. 66 АПК РФ. |
3 |
Снизить размер государствен-ной пошлины для подачи заявления о банкротстве с 6000 руб. До 600 руб. |
Снижение имущественного ценза для обеспечения доступа к правосудию. Устранения штрафного характера пошлины в отношении должников -граждан, превышающего МРОТ по России. |
ст. 333,33 Налогового кодекса РФ, предусматривает кратное снижение пошлины по ряду категорий исков, заявлений, жалоб для случая гражданина в сравнении с организацией. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". |
4 |
Предусмотреть возможность подачи совместного заявления от супругов, состоявших в зарегистрированном браке |
Устранение существующей противоречивой ситуации в Закона «О банкротстве», не предполагающей явно подачи совместного заявления от супругов, хотя и содержащего в числе приложений свидетельство о браке, о разводе, брачный договор либо решение суда. |
Ст. 31 Семейного кодекса РФ (СК РФ) устанавливает равенство супругов. Законный режим имущества супругов совместной собственности определен в ст. 33 СК РФ. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов регламентированы в ст. 35 СК РФ, Ст. 38, 39 СК РФ |
5 |
Включить в Закон упрощенные процедуры для случае банкротства гражданина, не имеющего имущества, на которое можно обратить взыскание в силу ст. 446 ГПК РФ |
Актуально для рядовых граждан, не имеющих сбережений. По данным ВЦИОМ не имеют никаких сбережений 37% россиян. Сокращение издержек имеющих исключительно формальный характер в случае банкротства должника, у которого отсутствует имущество,на которое может быть обращено взыскание. Внесение дополнений в ст. 20.6 Закона о сокращении вознаграждения финансового управляющего до 3300 руб. |
См. ст. 228 Закона Рассмотрение дела о банкротстве отсутствую-щего должника: Наблюд-ение, финансовое оздо-ровление, внешнее управление и реструктуризация долгов гражданина при банкротстве отсутствующего должника не применяются. Аналогия со ст 20.6 Закона (вознаграждение арби-тражного управляющего 30000 руб. и 10000 руб. для случая отсутствующего должника). |
6 |
Симулировать программы правового и финансового просвещения, программ медиации в финансовой сфере |
Возможность обращения граждан к самозащите прав в суде, более эффективная защита прав на до-судебном этапе. Повышения шансов достижения мирового соглашения между должником и кредиторами, что снижает риск негативных последствия банкротства как для должника, так и кредитора/ов. |
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ. 1 |
7 |
Автоматически налагать мораторий на удовлетворение требований кредиторов с момента принятия заявления о банкротстве арбитражным или специализированным судом. |
Ограничение психологического давления в отношении должника со стороны банков и коллекторов с целью понуждения должника к досрочному удовлетворению требований отдельных кредиторов |
Ст. 95 Закона «О банкротстве», ст. 195 УК РФ., ст. 179 УК РФ и 179 ГК РФ Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения. Ст. 294 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению правосудия |
8 |
Автоматически возбуждать сводные исполнительные производства в отношении гражданина должника/супругов по нескольким исполнительным документам и прекращать исполнительные производства в случае начала процедур банкротства. |
Сокращение административных издержек по взаимодействию должника с ФССП. Недопущение ситуации удержания заработной платы и иных доходов должника в размере больше, чем определено в ст. 99 Закона «Об исполнительном производстве», недопущение взыскание на платежи в счет возмещения вреда в пользу должника. |
Обязательное требование ст. 32 и п. 7. ст 47 Закона «Об исполнительном производстве». На практике эти нормы работают с огромными трудностями, через личное обращение Главному судебному приставу субъекта. См. Федеральную базу должников на сайте ФССП. |
1В марте 2011 года между Минфином и МБРР было подписало Соглашение о займе на сумму 113 млн. долларов на реализацию совместного проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ.
9 |
Сократить сроки негативных последствий признания гражданина банкротом с пяти до до двух лет на период до 2020 года. |
Закон о банкротстве обсуждался 11 лет, что создало сильный дисбаланс в правах обязанностях кредиторов и должников. Банки и коллекторы нередко злоупотребляют своим правами за счет ущемления прав граждан, что недопустимо в силу Ст. 10 ГК РФ. |
Ст. 34 Конституции РФ Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. ст. 23 ГК РФ, ст. 213.30. Закона |
10 |
Приостановление действие п. 4. ст. 213.28 Закона, запрещающей освобождение гражданина от обязательств в ряде случаев на период до 2020 года. |
Аналогично, в силу долгих сроков обсуждения Закона и накапливания нерешенных социальных проблем. Устранение чувства страха и снижение рисков заключения мировых соглашений/реструктуризации долгов под принуждением для добросовестных заемщиков. |
Презумпция невиновности ст. 49 Конституции РФ. Возложение всей полноты ответствен-ности на заемщиков в условиях агрессивной рекламы услуг банков и МФО и неблагоприятной финансовой среды неправомерно. |
11 |
Предусмотреть порядок раскрытия информации, для случая граждан только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в электронной форме. При этом для случая банкротства супругов — публикацию лишь одного объявления. Обязвание двойной публикаций для банкротства супругов противоречит СК РФ и ГК РФ предусматривающий режим совместной собственности супругов. |
Снижение издержек на публикацию объявления с «запредельных» для рядовых граждан нескольких тысяч рублей для случая печатного издания до разумных нескольких сотен в случае электронного Единого федерального реестра сведений о банкротстве. |
Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р в качестве официальном издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом "О банкротстве" Определена газета "Коммерсантъ." Коммерческий тариф на публикацию одного объявления сопоставим с МРОТ, что неприемлемо для случая граждан. |
12 |
Предусмотреть возможность увеличения вознаграждения финансовому управляющему и выплачивать его помесячно. Предусмотреть дифференцированные тарифы для разных регионов и групп. |
Создание мотивации финансового управляющего к работе. Вывод отношений с финуправляющими «из тени». |
Сейчас ст. 20.6 Закона предусматривает оплату за 4 месяца процедуры в размере 10 тыс. + 2% и по итогам процедуры. |
13 |
Уменьшить административную ответственность финансового управляющего за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве до разумных и соразмерных значений. |
Соблюдение принципа справедливости и соразмерности административного наказания совершенному правонарушению способствует снижению профессиональ-ного риска и позитивно скажется на деятельности финуправляющих. Представляется разумным снизить штраф до значений, 1-3 тыс. руб., определенных в п. 7 14,3 КоАП РФ. |
Сейчас штрафные санкции в п. 3. ст. 14,3 КоАП РФ размере 25-50 тыс. руб. могут кратно превысить вознаграж-дение финансовому управляющему, и лишают его экономических стимулов к работе. Возможны злоупотребления и шантаж со стороны отдельных кредиторов. |
14 |
Остановить хаотичные изменения закона «О банкротстве», вносящие дисбаланс в интересах отдельных групп населения, как то: финансовой и сырьевой олигархии, крупного чиновни-чества, которые извлекают выгоды за счет угнетения рядовых граждан путем возведения барьеров в правосудии. |
Стабильность и предсказуемость. Сбалансированность Закона по отношению к должникам — гражданам и кредиторам, по отношению к разным социальным группам, |
С момента принятия Закон редактировался более 33 раз, отельные редакции действовали менее двух недель, что вносит хаос в нормативное регулирование. |
15 |
Ввести обязательную инициацию процедуры медиации по спорам гражданина должника с кредиторами. |
Все изложенные выше предложения направлены на нивелирование имеющегося сильного дисбаланса в сфере потребительского, авто и ипотечного кредитования. Ориентация сторон на мировое соглашение будет уменьшать число граждан-банкротов, и упростит процедуры разреше-ния спора. Выиграют также банки и коллекторы за счет реструктуризации кредита, частичного прощения долга. |
Ст. 95 Закона О банкротстве, ФЗ № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации).» |
16 |
Разъяснить, что при полной / частичной скидке с долгов в процедуре банкротства, реструктуризации, заключении мирового соглашения не возникает материальной выгоды и экономии на процентах согласно ст. 212 НК РФ. Соответственно не возникает объекта налогообложения по НДФЛ. |
Иначе каждый раз при признаках банкротства необходимо привлекать уполномоченные органы — ИФНС по требованиям об уплате обязательных платежей (НДФЛ), рассчитывать налоговую выгоду и включать ее в план реструктуризации. Затраты на такое налоговое администрирование не эффективны и в большинстве случаев могут превысить ожидаемую сумму налоговых поступлений. |
Согласие Минфина на освобождение граждан от НДФЛ по материальной выгоде в результате реструктуризации ипотечного кредита в рамках госпрограммы помощи ипотечным заемщикам содержится в его официальном ответе на запрос Ассоциации российских банков (АРБ). |
17 |
Исключение из конкурсной массы должника расходы на его представителя либо включать их в текущие расходы по делу о банкротсве. |
Создание условий для защиты права должника. |
Каждый имеет право на судебную защиту — Конституция РФ и АПК РФ |
18 |
Обязательная до-судебная медиация, включая онлайн формат, по инициативе слабой стороны спора - Должника |
Возрастание шансов мирового соглашения должника с кредитором, реструктуризации кредитов и сокращения числа банкротств. Снижение издержек Общества, в целом. |
Европейский опыт, опыт США и ряда др. стан. |
Спасибо всем за хорошие вопросы и участие на круглом столе!
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Должность / профессия |
1 | Марат Александрович Авдыев | Медиатор |
2 | Соломатин Антон Владимирович | Юрист |
3 | Дягилев Иван Андреевич | Бухгалтер |
4 | Зинько Ольга Михайловна | Бухгалтер |
5 | Замура Людмила Владимировна | Арбитражный управляющий |
6 | Соболев Кирилл Владимирович | Арбитражный управляющий |
7 | Ненахова Юлия Александровна | Директор |
8 | Кижеватова Алина Игоревна | Студент |
9 | Стенковая Анастасия Николаевна | Юрист,зам.директора по правовым вопрросам |
10 | Коцарев Павел Викторович | Арбитражный управляющий |
11 | Клемешов Олег Владимирович | Арбитражный управляющий |
12 | Курочка Ирина Владимировна | Арбитражный управляющий |
13 | Иваницкий Роман Валерьевич | Юрист |
14 | Литвинов Антон Евгеньевич | Юрист |
15 | Андрусейко Александр Александрович | |
16 | Воркунов Александр Викторович | помощник юриста |
17 | Быченко Александр Владимирович | Арбитражный управляющий |
18 | Кондратьев Ярослав Александрович | Юрист |
19 | Долгополов Евгений Александрович | юрист |
20 | Пашковский Сергей Валентинович | |
21 | Каратаева Максим Геннадьевич | Директор |
22 | Шмидт Герман Юрьевич | Юрист, Юридической группы "ВЭРИТАС" |
23 | Чемарев Кирилл Валерьвич | Директор "Финансовый юрист", ООО / Юрист |
24 | Заворин Максим Сергеевич | Зам. директора "Финансовый юрист", ООО / Юрист |
25 | Юрин Андрей Геннадьевич | Юрист |
26 | Денисов Дмитрий Валерьевич | Юрист |
27 | Цаца Юлия Сергеевна | Юрист |
28 | Рожихина Ксения Владимировна | Юрист |
29 | Лебедев Сергей Викторович | Арбитражный управляющий |
30 | Пьянзин Илья Владимирович | Начальник юр.отдела |
31 | Дудина Евгения | |
32 | Горбунов Вадим Валерьевич | Арбитражный управляющий |
33 | Инжелевский Виталий Юрьевич | Арбитражный управляющий |
34 | Зубченко Тарас Владимирович | Арбитражный управляющий |
35 | Артеменко Юрий Валерьевич | Арбитражный управляющий |
36 | Коновалов Игорь Игоревич | Юрист,банкротство физ.лиц |
37 | Самсонов Дмитрий Владимирович | Арбитражный управляющий |
38 | Сидоров Игорь Владимирович | Арбитражный управляющий |
39 | Михайлова Валерия Игоревна | студентка НЮИ (ф) ТГУ |
40 | Воронова Ольга Игоревна | Арбитражный управляющий |
И другие участинки