Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Диалог экспертов в сфере банкротства - Проект резолюции круглого стола

Проект резолюции круглого стола

Какой же проект резолюции обсуждался на круглом столе? Мы рамножили и распространии среди участников приведенные ниже тезисы, но смогли обсудить лишь 10-15% из них. Поэтому что жара в аудитории становилась просто невыносимой. Но в перерывах и даже после окончания круглого стола некторые учатсинки продолжили дискуссии на улице. И сейчас более логично провести обсуждение на электронных форумах ФинансыРомансы.РФ.

п/п

Что предлагается?

Ожидаемый результат

Правовые основания

1

Упростить формы 1, 2 заявления приказа Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530 до одной одностраничной формы и предусмотреть возможность её подачи онлайн через многофункциональные центры государственных услуг, почтовые отделения, банки, салоны связи.

(В идеальном случае достаточно было бы ФИО Заявителя и паспортных данных либо данных иного документа, удостоверяющего личность, включая УЭК).

Ликвидация искусственных барьеров в правосудии и снижение издержек, связанных с процедурами банкротства.

Ряд нормативных актов, предусматривающих возможность получения государственных услуг в электронном формате взаимодействия, а также обращения в арбитражный суд в электронном формате.

Ст. 46, 47 Конституции РФ с учетом сложившейся социальной практики электронного взаимодействия.

Кроме того, банки и МФО, как правило, используют электронный документооборот.

2

Возложить на арбитражный / специализированный суд по банкротству граждан, обязанность истребования необходимых документов от соответствующих ведомств: непосредственно от Росреестра, Агентства ипотечного и жилищного кредитования, органов ЗАГС, Пенсионного фонда РФ, Налоговых органов, от банков и МФО Федеральной Службы судебных приставов России, Бюро кредитных историй и др.

Сокращение срока для подготовки дела к судебному разбирательству. Снижение профессионального ценза для обеспечения доступа к правосудию.

Постановление Правительства РФ

от 19 ноября 2014 г. №1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимо-действия».Обязательность определений суда для всех органов власти ст 16 АПК РФ, обязанность организаций представлять ответы на запросы суда ст. 66 АПК РФ.

3

Снизить размер государствен-ной пошлины для подачи заявления о банкротстве с 6000 руб. До 600 руб.

Снижение имущественного ценза для обеспечения доступа к правосудию. Устранения штрафного характера пошлины в отношении должников -граждан, превышающего МРОТ по России.

ст. 333,33 Налогового кодекса РФ, предусматривает кратное снижение пошлины по ряду категорий исков, заявлений, жалоб для случая гражданина в сравнении с организацией. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

4

Предусмотреть возможность подачи совместного заявления от супругов, состоявших в зарегистрированном браке

Устранение существующей противоречивой ситуации в Закона «О банкротстве», не предполагающей явно подачи совместного заявления от супругов, хотя и содержащего в числе приложений свидетельство о браке, о разводе, брачный договор либо решение суда.

Ст. 31 Семейного кодекса РФ (СК РФ) устанавливает равенство супругов. Законный режим имущества супругов совместной собственности определен в ст. 33 СК РФ. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов регламентированы в ст. 35 СК РФ, Ст. 38, 39 СК РФ

5

Включить в Закон упрощенные процедуры для случае банкротства гражданина, не имеющего имущества, на которое можно обратить взыскание в силу ст. 446 ГПК РФ

Актуально для рядовых граждан, не имеющих сбережений. По данным ВЦИОМ не имеют никаких сбережений 37% россиян.

Сокращение издержек имеющих исключительно формальный характер в случае банкротства должника, у которого отсутствует имущество,на которое может быть обращено взыскание. Внесение дополнений в ст. 20.6 Закона о сокращении вознаграждения финансового управляющего до 3300 руб.

См. ст. 228 Закона Рассмотрение дела о банкротстве отсутствую-щего должника: Наблюд-ение, финансовое оздо-ровление, внешнее управление и реструктуризация долгов гражданина при банкротстве отсутствующего должника не применяются. Аналогия со ст 20.6 Закона (вознаграждение арби-тражного управляющего 30000 руб. и 10000 руб. для случая отсутствующего должника).

6

Симулировать программы правового и финансового просвещения, программ медиации в финансовой сфере

Возможность обращения граждан к самозащите прав в суде, более эффективная защита прав на до-судебном этапе. Повышения шансов достижения мирового соглашения между должником и кредиторами, что снижает риск негативных последствия банкротства как для должника, так и кредитора/ов.

Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ. 1

7

Автоматически налагать мораторий на удовлетворение требований кредиторов с момента принятия заявления о банкротстве арбитражным или специализированным судом.

Ограничение психологического давления в отношении должника со стороны банков и коллекторов с целью понуждения должника к досрочному удовлетворению требований отдельных кредиторов

Ст. 95 Закона «О банкротстве», ст. 195 УК РФ., ст. 179 УК РФ и 179 ГК РФ Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения. Ст. 294 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению правосудия

8

Автоматически возбуждать сводные исполнительные производства в отношении гражданина должника/супругов по нескольким исполнительным документам и прекращать исполнительные производства в случае начала процедур банкротства.

Сокращение административных издержек по взаимодействию должника с ФССП. Недопущение ситуации удержания заработной платы и иных доходов должника в размере больше, чем определено в ст. 99 Закона «Об исполнительном производстве», недопущение взыскание на платежи в счет возмещения вреда в пользу должника.

Обязательное требование ст. 32 и п. 7. ст 47 Закона «Об исполнительном производстве». На практике эти нормы работают с огромными трудностями, через личное обращение Главному судебному приставу субъекта. См. Федеральную базу должников на сайте ФССП.

1В марте 2011 года между Минфином и МБРР было подписало Соглашение о займе на сумму 113 млн. долларов на реализацию совместного проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ.   

9

Сократить сроки негативных последствий признания гражданина банкротом с пяти до до двух лет на период до 2020 года.

Закон о банкротстве обсуждался 11 лет, что создало сильный дисбаланс в правах обязанностях кредиторов и должников. Банки и коллекторы нередко злоупотребляют своим правами за счет ущемления прав граждан, что недопустимо в силу Ст. 10 ГК РФ.

Ст. 34 Конституции РФ

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

ст. 23 ГК РФ, ст. 213.30. Закона

10

Приостановление действие п. 4. ст. 213.28 Закона, запрещающей освобождение гражданина от обязательств в ряде случаев на период до 2020 года.

Аналогично, в силу долгих сроков обсуждения Закона и накапливания нерешенных социальных проблем. Устранение чувства страха и снижение рисков заключения мировых соглашений/реструктуризации долгов под принуждением для добросовестных заемщиков.

Презумпция невиновности ст. 49 Конституции РФ. Возложение всей полноты ответствен-ности на заемщиков в условиях агрессивной рекламы услуг банков и МФО и неблагоприятной финансовой среды неправомерно.

11

Предусмотреть порядок раскрытия информации, для случая граждан только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в электронной форме.

При этом для случая банкротства супругов — публикацию лишь одного объявления. Обязвание двойной публикаций для банкротства супругов противоречит СК РФ и ГК РФ предусматривающий режим совместной собственности супругов.

Снижение издержек на публикацию объявления с «запредельных» для рядовых граждан нескольких тысяч рублей для случая печатного издания до разумных нескольких сотен в случае электронного Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р

в качестве официальном издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом "О банкротстве" Определена газета "Коммерсантъ." Коммерческий тариф на публикацию одного объявления сопоставим с МРОТ, что неприемлемо для случая граждан.

12

Предусмотреть возможность увеличения вознаграждения финансовому управляющему и выплачивать его помесячно. Предусмотреть дифференцированные тарифы для разных регионов и групп.

Создание мотивации финансового управляющего к работе. Вывод отношений с финуправляющими «из тени».

Сейчас ст. 20.6 Закона предусматривает оплату за 4 месяца процедуры в размере 10 тыс. + 2% и по итогам процедуры.

13

Уменьшить административную ответственность финансового управляющего за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве до разумных и соразмерных значений.

Соблюдение принципа справедливости и соразмерности административного наказания совершенному правонарушению способствует снижению профессиональ-ного риска и позитивно скажется на деятельности финуправляющих.

Представляется разумным снизить штраф до значений, 1-3 тыс. руб., определенных в п. 7 14,3 КоАП РФ.

Сейчас штрафные санкции в п. 3. ст. 14,3 КоАП РФ размере 25-50 тыс. руб. могут кратно превысить вознаграж-дение финансовому управляющему, и лишают его экономических стимулов к работе. Возможны злоупотребления и шантаж со стороны отдельных кредиторов.

14

Остановить хаотичные изменения закона «О банкротстве», вносящие дисбаланс в интересах отдельных групп населения, как то: финансовой и сырьевой олигархии, крупного чиновни-чества, которые извлекают выгоды за счет угнетения рядовых граждан путем возведения барьеров в правосудии.

Стабильность и предсказуемость. Сбалансированность Закона по отношению к должникам — гражданам и кредиторам, по отношению к разным социальным группам,

С момента принятия Закон редактировался более 33 раз, отельные редакции действовали менее двух недель, что вносит хаос в нормативное регулирование.

15

Ввести обязательную инициацию процедуры медиации по спорам гражданина должника с кредиторами.

Все изложенные выше предложения направлены на нивелирование имеющегося сильного дисбаланса в сфере потребительского, авто и ипотечного кредитования.

Ориентация сторон на мировое соглашение будет уменьшать число граждан-банкротов, и упростит процедуры разреше-ния спора. Выиграют также банки и коллекторы за счет реструктуризации кредита, частичного прощения долга.

Ст. 95 Закона О банкротстве,

ФЗ № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации).»

16

Разъяснить, что при полной / частичной скидке с долгов в процедуре банкротства, реструктуризации, заключении мирового соглашения не возникает материальной выгоды и экономии на процентах согласно ст. 212 НК РФ. Соответственно не возникает объекта налогообложения по НДФЛ.

Иначе каждый раз при признаках банкротства необходимо привлекать уполномоченные органы — ИФНС по требованиям об уплате обязательных платежей (НДФЛ), рассчитывать налоговую выгоду и включать ее в план реструктуризации. Затраты на такое налоговое администрирование не эффективны и в большинстве случаев могут превысить ожидаемую сумму налоговых поступлений.

Согласие Минфина на освобождение граждан от НДФЛ по материальной выгоде в результате реструктуризации ипотечного кредита в рамках госпрограммы помощи ипотечным заемщикам содержится в его официальном ответе на запрос Ассоциации российских банков (АРБ).

17

Исключение из конкурсной массы должника расходы на его представителя либо включать их в текущие расходы по делу о банкротсве.

Создание условий для защиты права должника.

Каждый имеет право на судебную защиту — Конституция РФ и АПК РФ

18

Обязательная до-судебная медиация, включая онлайн формат, по инициативе слабой стороны спора - Должника

Возрастание шансов мирового соглашения должника с кредитором, реструктуризации кредитов и сокращения числа банкротств. Снижение издержек Общества, в целом.

Европейский опыт, опыт США и ряда др. стан.

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск