Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Мы больны пофигизмом даже в период СВО!

СкорбимВ подмосковном концертном зале Crocus City Hall произошла стрельба во время концерта музыкантов -  Трагедия в Если иметь хоть капельку здравого смысла, то зачем ходить на массовые мероприятия в период СВО и террористической опасности? -  Вся надежда на русское авось - где то там далеко идёт война.  А мы просто переключим на другой канал / зайдем на иной сайт - и сразу обретем душевный покой.

 

 

Масс-медиа. Головокружеине от действительности

 

 Жан Бодрийяр в своей книге Общество потребления пишет: "Для средств массовой коммуникации в обществе потребления характерна подача разных фактов в форме универсального происшествия. Всякая политическая, историческая, культурная информация получается нами в одной и той же одновременно безобидной и чудотворной форме происшествия. Она вся целиком актуализована, то есть драматизирована в форме зрелища, и вся целиком деактуализована, то есть взята на дистанции ввиду посредничества коммуникации и сведена к знакам. Происшествие не является поэтому одной из многих категорий, это кардинальная Категория нашей магической мысли, нашей мифологии.

   Подобная мифология опирается тем не менее на ненасытное требование реальности, «истины», «объективности». Повсюду документальное кино, прямой репортаж, экстренное сообщение, фотошок, документальное свидетельство и т. д. Повсюду ищут «сердце события», «сердце столкновения», le in vivo, «лицом к лицу» — стремятся испытать головокружение от целостного присутствия в событии, почувствовать Великое Содрогание Живого, то есть еще раз увидеть Чудо, потому что истина события видимого, переданного по телевизору, записанного на киноленту, именно означает в точности, что я там не был.. . . 

 Массовые коммуникации дают нам не действительность, а головокружение от действительности. Или, если не играть словами, действительность без головокружения. . ."

Здорово ли наше общество?

В продолжение сказанного можно привести цитату Эриха Фромма: "Ничто так не вводит в заблуждение относительно состояния умов в обществе, как «единодушное одобрение» принятых представлений. При этом наивно полагают, что если большинство людей разделяют определенные идеи или чувства, то тем самым доказывается обоснованность последних. Нет ничего более далекого от истины, чем это предположение. Единодушное одобрение само по себе никак не связано ни с разумом, ни с душевным здоровьем. Подобно тому как бывает «folie a deux» (безумсие вдвоем), существует и «folie a millions» (безумство миллионов). Ведь от того, что миллионы людей подвержены одним и тем же порокам, эти пороки не превращаются в добродетели; от того, что множество людей разделяют одни и те же заблуждения, эти заблуждения не превращаются в истины, а от того, что миллионы людей страдают от одних и тех же форм психической патологии, эти люди не выздоравливают". Эрих Фромм "Здоровое общество" 

 

Мы больны пофигизмом?

Одиннадцать лет назад психолог Елена Борисовна Шестопал дала интересное интевью "Российской газете" о реакции нашего человека на вызовы. Вместо мобилилизации происходет демобилизация, или говоря проще - пофигизм.


Предваряя интервью, газета замечает: расстреляны дети в Беслане, а в «другой» России торжества по случаю дней городов отменяют неохотно, не все и не сразу. В дни захвата школы как в рот воды набрали обычно красноречивые политики. Невольно вспоминаешь: а вот в Испании на следующий день после теракта 11 марта несколько миллионов граждан вышли на дождливые улицы маршем протеста, во Франции всю страну буквально подняла на дыбы история двух заложников, попавших в эпицентр конфликта вокруг закона «о мусульманских платках»...
Что за грань мы успели перейти, если воспринимаем теракты как «продолжение жизни»?
- Елена Борисовна, мы что, корой обросли, если нас ничем не проймешь?
- Этот вопрос связан не с самими терактами. Чтобы понять, что происходит у нас в головах, надо вспомнить все, что было до терактов. В течение уже 15 лет в стране происходит то, что наш известный социолог Борис Грушин назвал «социотрясением». Один из результатов - распад социума на «атомы». Происходило разрушение всех социальных связей, всех устойчивых ценностей общества. То, что мы видели в Испании и во Франции, - это реакция гражданского общества, самоорганизованного изнутри, а не только «сверху».


Общество  превратилось в толпу


У нас все наоборот: общество практически превратилось в толпу. Наша эмоциональная реакция на разного рода стрессы (не только теракты, но и техногенные катастрофы, безработицу, снижение уровня жизни и т. д.) - это не мобилизация, как в Европе, а демобилизация. Не бунт или социальный взрыв, а апатия, равнодушие, медленное умирание. По сути, социальный иммунодефицит не менее опасный, чем СПИД.
Есть и еще один аспект, который почему-то упускают из виду. Люди-«атомы» живут в стране, где никто никого не знает и видит только по телевизору. Это в маленьком Беслане существуют родовые связи между людьми и их взаимная поддержка.
А если говорить о стране в целом, то никакой реакции на теракты, если бы их не показало ТВ, не было бы вообще. Даже если в Москве происходит взрыв у метро станции «Рижская», для людей, живущих у метро «Университет», это как будто в другом городе. Им тоже страшно, но страх размытый, неспецифический. Единственная реакция, которая прослеживается после терактов, - это «пофигизм».
Мы вроде бы боимся всего, но на повседневное поведение это никак не влияет. Что, люди перестали пользоваться метро, самолетами, троллейбусами? Они не могут позволить себе такой роскоши. Мы стали собраннее и бдительнее? Возможно, но ненадолго. Как ни ужасно это звучит, но нашему обществу, чтобы мобилизоваться, даже самых страшных жертв сегодня недостаточно. Общество в его нынешнем состоянии даже такие ужасные трагедии разбудить не в силах. Страх сам по себе не организует людей.

 

Потребители
- Тогда что?
- Мне запомнилась мысль священника одного из московских храмов, где в последние дни шли молебны за упокой погибших в терактах. Он сказал: эти жертвы не будут напрасны, только если каждый из нас сумеет задуматься над собственной жизнью и что-то в ней кардинально изменить, чтобы мир стал хоть ненамного добрее и лучше. Он прав. Но это не все.
Говорить надо не только об ответственности каждого перед собой, но прежде всего об ответственности власти перед людьми. Власть - и духовная, и светская - сейчас просто обязана помочь людям самоорганизоваться не в «масштабах страны», а на уровне городов, кварталов, поселков. Руководители каждой организации должны общаться со своими сотрудниками, объяснять им, как себя вести в экстренных случаях...
- По-вашему, власть может сейчас сделать что-то помимо «завинчивания гаек»?
- Как показывают все опросы последнего времени, общество не против, чтобы его слегка «завинтили». Не в том смысле, чтобы отобрать у кого-то его права и свободы. Но сейчас, мне кажется, наступил достаточно редкий момент во взаимоотношениях общества и власти: их представления о том, что такое «порядок», более или менее совпадают.
Все элементарно. Если вы ведете ребенка в школу, то хотите быть уверены, что заберете его оттуда целым и невредимым. Если в школе ремонт - что никто под видом стройматериалов не спрячет под полом взрывчатку. Что подкупленный работник аэропорта не привяжет к шасси адскую машину и не пропустит на борт шахида.


Порядок - это четкая работа всех частей государственной машины, ответственность каждого (от рабочего до спецназовца) за свой конкретный участок работы. Я не считаю, что наша власть настолько примитивна, что она уповает в наведении порядка только на «силовые меры». Сейчас это прежде всего интеллектуальная составляющая: нужны усилия не только силовиков, но прежде всего управленцев.
- Сразу после терактов люди сотнями пошли сдавать кровь, собирать вещи, делать какие-то малые благие дела. Но нет ли опасности, что столь же стихийно они пойдут мстить и громить?
- Не думаю. Такая опасность может существовать разве что непосредственно на месте, где произошла эта ужасная трагедия. Но, по всей видимости, предупреждения президента о недопустимости разжигания межнациональной розни были не случайными и возымеют нужный эффект.
Реакцией остального населения России, по-видимому, останутся все те же апатия и страх. Хуже то, что «организации» благих дел, по сути, никакой не было - лишь выплеск индивидуальных эмоций, стихийный и, к сожалению, кратковременный.
На него должны были немедленно отозваться и поддержать политические партии, общественные движения. Но от них никто подобного и не ждал: они слишком слабы. А вот власть могла бы обратиться к людям и организовать их на какие-то слаженные действия.
- Самое страшное - неизвестность. Трудно быть «бдительным», когда не знаешь врага в лицо. Занимаются ли наши ученые исследованиями психологии терроризма?
- В открытых источниках мне подобные работы наших ученых (за редчайшими исключениями) не встречались. Хотя я уверена, что в ФСБ или МВД такие исследования ведутся.
Террористы, как правило, - молодые люди, выросшие в условиях войны. Они совсем иначе ценят человеческую жизнь - и свою, и чужую. Религиозная составляющая важна далеко не всегда, хотя и играет свою роль. Но, например, без всякого ислама в Северной Ирландии выросло целое поколение детей, для которых взрывы на улицах - не шок, а повседневность. У них другая логика.
И нашей всеобщей ошибкой мне кажется то, что мы никак не хотим себе признаться, что живем не во время «локальной операции ограниченного контингента» где-то вдали, а на самой настоящей войне.

 


Каждый из нас может, уйдя из дома, не вернуться назад.

Люди, которые с нами воюют, это осознают вполне адекватно, а мы «демобилизованы» и не хотим покидать свое состояние психологического комфорта. У нас вроде бы все нормально, это «где-то там» гремят взрывы и гибнут люди...

А на самом деле колокол звонит не по кому-то, а по нам. Пока мы (и особенно - власть) не перестроимся, не отойдем от этого прекраснодушного спокойствия, не изменится ничто.
- Как это сделать конкретно? Ввести ликбез в школах? Сделать постовых у метро «нештатными психологами» по выявлению шахидов?
- Ликбез, конечно, нужен. А по поводу прочего... Знаете, недавно моя подруга, профессиональный психолог, летела из Египта. В самолет, минуя рамки досмотра, провели двух женщин в черном. В их поведении было много странностей, вели они себя, на взгляд профессионала, совершенно неадекватно. Пассажирок с рейса в итоге все-таки сняли.
Здесь интересна реакция других пассажиров. Одни кричали, что им во что бы то ни стало надо в Москву и на все подозрения наплевать. Другие заявляли, что никуда этим самолетом не полетят вообще, хоть с чеченками, хоть без них. А один молодой человек, сидевший поблизости, просто заткнул уши наушниками и слушал плейер, не реагируя ни на что...

 

Тем временм наши враги 

Нынешнее состояние общества потребления удивительно точно описано в научно-фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких "Хищные вещи века" ещё полвека назад, да и не только ими.

 

Общество потребленияДурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют, и не видно этому конца… Дурак стал нормой, еще немного — и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистичный, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, все так хорошо, все так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать… А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!).

 

А.и Б. Стругацкие.
Такие разные типы реакции. Но большинство «гражданское мужество» проявлять были в любом случае не готовы.
- А если мы вдруг осознаем опасность, массовый психоз не возникнет?
- Нет. У нас слишком большая страна. Паника возникает только там, где собирается, скажем, 200 человек, и толпа начинает напирать... Для нас куда большую опасность представляет собой именно «пофигизм» - потеря адекватной реакции на страшные события.
- Способно ли нынешнее поколение, выросшее на крови и в апатии, все-таки построить для себя нормальное общество?
- Не все так мрачно. Молодое поколение разное, и на глазах у него происходят не только взрывы. Они искренне хотят сделать свою жизнь лучше. Но, безусловно, гражданское общество им будет строить очень трудно. Кроме того, у них нет опыта участия даже в таких ущербных формах коллективной деятельности, как комсомол и пионерия советских времен. Если им не помочь, то вряд ли они сами изобретут этот велосипед. Надежда лишь на то, что они уже вписаны в глобальное общество и сети разнообразных неформальных организаций, - может, хоть оттуда научатся.

Так считает доктор философских наук, завкафедрой политической психологии философского факультета МГУ Елена Шестопал. Интервью с ней опубликовала «Российская газета».

МЫ БОЛЬНЫ ПОФИГИЗМОМ Елена Шестопал

 

 

В этом сложно мире опасно мыслить линейно, по привычке. Но как  заметил ещё Альберт Энштейн: меняется всё, за исключеним привычного образа мышления. 

 

 

Юруслуги по подписке

Я согласен с Условиями использования и с Политика конфиденциальности

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск