Ранее в нашей работе «Социологические методы идентификации признаков коррупции в экономических спорах» были рассмотрены практические методы выявления признаков коррупционных проявлений при рассмотрении экономических, технически сложных споров за счёт известных статистических методов. Благодаря информационной открытости системы гражданских судов сделана оценка вероятности случайной ошибки в исследуемом деле/делах в сопоставлении с
показателями из генеральной совокупности [2, 3] банка судебных решений [4]. С позиции производственного контроля качества продукта [5] возможна отбраковка результатов не надлежащего качества. Статметоды могут быть основанием для дисциплинарного реагирования судейского сообщества против судей, преступающих Закон, с целью укрепления законности и авторитета судебной власти.
Гражданское общество и социальные права
Для справки: Михаил Эдурович Морозов, председатель Национальной палаты Третейских судов России, со-автор Федерального закона "О третейских судах в РФ", теоретик и практик третейского разирательства с двадцатилетнем стажем и председатель Сибирского третейского суда, уже не первый год борется с Министерством юстиции за право работы арбитражных учреждений (третейских судов) в регионах России. Напомним, что в результате неудачной реформы и под предлогам борьбы с "карманными третейскими судами", в России осталось лишь три постоянно действующих третейских суда и все они, как на подбор, находятся в Москве. Возможность обращения к альтернативной процедуре разрешения спора для малого и среднего бизнеса блокирована: несоразмерно высокий третейский сбор, сроки и процессуальные препятствия.
Так по нашему опыту, утверждение уже заключенного и наполовину исполненного мирового соглашения в арбитражном суде занимает 40-50 дней. До реформы в третейском суде на утверждение мирового соглашения уходило всего 2-3 дня. - Почувствуйте разницу :-)
Закон от 25.12.2008 N 273- ФЗ "О противодействии коррупции" предполагает сотрудничество государства с организациями институтами и гражданского физическими лицами . . . вопросам . . . предупреждения коррупционных правонарушений, Но на практике правозащитная деятельность, направленная на идентификацию возможных злоупотреблений при рассмотрении экономических споров, не приветствуется судейским сообществом, вышестоящие инстанции предпочитают замалчивать неправосудные судебные акты, «сглаживая острые углы» уходить от рассмотрения спора по существу, ссылаясь на отвлеченные процедурные основания, подменяя исследование доказательств ссылками на судебные акты вышестоящих инстанций, которые с «большой натяжкой» можно отнести к предмету спора и т.д. Органы прокуратуры, Следственного комитета, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России пересылают обращения в нижестоящие подразделения, которые в свою очередь, прекращают дела против судей, сотрудничающими с лицами, находящимися в конфликте с Законом, ссылаясь на закон «О статусе судей» и недопустимость вмешательство в деятельность суда.
Умная толпа - огромная сила
Выиграть Систему помогут социальные сети, смартмоб по Говарду Рейнгольду. Подать несколько сотен заявлений, организовать митинг, шествие. В конечном счёте, речь идёт о защите базовых экономических прав.
В идеале отводы судье, нарушающему закон должны поддерживать несколько разных представителей одного лица. Ещё эффективнее, если и в других делах будет поддержан этот «добрый почин» нетерпимого отношения судебным злоупотреблениям и коррупции: ведь привычки конкретного судьи нарушать Закон проявляются, как правило, системно, именно потому, что работоспособных механизмов противостояния судебными злоупотреблениям не существует, и девиантное поведение становится обычной практикой. А роль надежного «барьера» от общественного контроля играют специальная лексика и процессуальные правила. Помимо судебного отвода есть можно скомпрометировать неправосудный судебный акт, что сделает его неисполним.