Все началось в Кении, в декабре 2007 г., когда там проходили президентские выборы. Непосредственно после выборов в стране произошел взрыв волнений на этнической основе. В Найроби живет женщина-адвокат* Вскоре после выборов в связи с межэтническим конфликтом, правительство вдруг наложило на СМИ значительные ограничения. Как следствие в веб-пространстве блоги из территории отзывов и комментариев превратились
в существенную часть информационного поля, люди старались выяснить, как в сущности, развивается конфликт. Г-жа Околло попросила своих комментаторов сообщать больше информации о том, что происходит рядом с ними. Сообщения потекли рекой. Околло сравнивала их и сверяла их. После чего публиковала их. Скоро она сказала: „Это слишком. Даже если я буду заниматься этим каждый день и весь день, мне не справиться. На блог приходит больше информации о том, что сейчас происходит в Кении, чем под силу обработать одному человеку. Вот бы найти способ автоматизировать эту работу”.
* Ори Околло, кто-то из вас, может быть знает ее по выступлениям на ТED - она начала на своем сайте посвященный этому блог - „Kenyan Pundit” - „кенийский мудрец”.
Программы, агрегирующие социальные процессы
Два программиста, которые читали ее блог, подняли руки и сказали: „Мы можем сделать это”. И через 72 часа они запустили „Ушахиди”. „Ушахиди” на суахили означает „свидетель” или „свидетельство”. Это очень простой способ брать сообщения с места событий, - можно с интернета, а можно, что сложнее, с мобильников и СМС, - агрегировать их и выкладывать на карту. Это все, что делает программа, но это все, что необходимо.
Она всего-навсего берет потенциальную информацию, доступную всему населению, - каждый знает, где находятся очаги насилия, но нет человека, который знал бы все, что знает каждый, - так вот, программа берет потенциальную информацию агрегирует ее и наносит на карту, что делает ее общедоступной. И вот это, эта операция, которую назвали картографией кризиса, была запущена в Кении в январе 2008 г.