Пенсионный Фонд, прикрываясь численностью своих сотрудников (свыше ста тысяч по всем подразделениям) и создавая препятствия в полноценном онлайн обучении, опираясь на архаичные технологии, в действительности использует средства плательщков взносов не эффективно. За 5 лет Пенсионный Фонд обучил своих специалистов по госконтрактам на 134,849,879 руб. При этом под предлогом профилактики и борьбы с коррупцией в системе пенсионного обеспечения потрачено 50,109,290 руб., - Не многовато ли?
Мы приводим фрагмент жалобы
Современные технологии обучения без заградительных условий позволяют минимизировать бюджет на обучение не 500-2000 специалистов ПФ РФ, а всех специалистов до разумного бюджета
Жалоба об имитации контрольных мероприятий и замалчивании систематического нарушения Закона в работе Пенсионного Фонда Российской Федерации в части присвоения бюджетных средств под предлогам профилактики коррупции
28 ноября 2019 г. на электронной торговой площадке "РТС-ТЕНДЕР Организатора торгов Общества с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" ОГРН 1027739521666 размещена процедура открытого конкурса в электронной форме. Код закупки 191770601611877060100102020018542244 No извещения 0273100000119000169, предмет: Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений» (с применением дистанционных образовательных технологий (электронное обучение) - Учебная программа 16 часов. ОКПД2 85.42.19.900 Услуги по профессиональному обучению прочие. Госзаказчик: Государственное учреждение- Пенсионный Фонд.
Как правозащитная и одновременно учебная организация Заявитель имеет образовательную лицензию: услуги дополнительного профессионального образования для взрослых, достаточный опыт онлайн обучения госслужащих, специализированный сайт с широкой тематикой курсов univer.emediator.ru, опыт работы со стандартами SCORM и подготовкой тестовых вопросов. Оценив свои шансы на выигрыш в закупке как безнадежные в силу искусственно созданных барьеров Госзаказчиком, Заявитель подал жалобу, защищая свои и публичные интересы, выражая нетерпимое отношение к признакам коррупции при распределении бюджетных средств в сфере госзакупок.
Жалоба Заявителя рассмотрена УФАС по г. Москве. Заявитель считает, что подробный ответ в прилагаемом письме от 10.04.2020 № ЕО 19552/20 прямо указывает на нарушения со стороны ФАС при проведении контрольных мероприятий в сфере госзакупок и замалчивании коррупционных проявлений в работе Пенсионного Фонда Российской Федерации по следующим основаниям.
Демагогия
На стр. 3 УФАС по г. Москве подробно цитирует 1 статьи 32 Закона No 44-ФЗ «О государственных закупках», включая среди прочего необходимость указания аукционной документации . . . 3) качественных, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификации участников закупки . . . Но далее в своем ответе эти обязательные требования Закона по существу УФАС рассматривает, что легко установить с помощью функции «Поиск слов и выражений» в обычном редакторе либо обозревателе текстовых файлов. Налицо попытка использовать тактику замалчивания нарушений Закона за счёт использования официальной лексики и ухода от прямого ответа на заданный вопрос, проще говоря демагогии и имитации проведения контрольных мероприятий.
Между тем, в п. 20.2. 2. конкурсной документации (Код закупки 191770601611877060100102020018542244 No извещения 0273100000119000169,) определена квалификация участника закупки критерий «Квалификация участника закупки» содержащая условие: Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) или электронного обучения (ЭО) . . . с численностью слушателей не менее 500 человек одновременно.
И далее Организатор открытого конкурса в электронной форме пишет: Аналогичными считаются образовательные услуги для групп из работников одного заказчика численностью одновременно не менее 500 человек по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий (электронное обучение) . . .
Вне Закона
В результате Организатор открытого конкурса в электронной форме в ходе госзакупки нарушил следующие нормы законодательства:
а) ст. 76 и др. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
б) ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
в) способ определения конкретного вида / подвида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) "ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Новый вид образовательных услуг
Госзаказчик волюнтаристским образом ввёл собственный подвид образовательных услуг «с численностью одновременно не менее 500 человек по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации». Таких вида деятельности и квалификации в Российском законодательстве нет - есть ОКПД2 85.42.19.900 Услуги по профессиональному обучению прочие, от которого Пенсионный фонд отступил.
На стр. 4. Управление УФАС частично соглашается с доводами Заявителя отмечая, что Закон 44-ФЗ содержит конкретные правила и критерии относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, в том числе установлен критерий «квалификация участников закупки». Критерий «квалификация участников», безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок . . . но далее УФАС делает выводы прямо противоречащие результатам электронного аукциона и надуманным требованиям по квалификация участника закупки критерий «Квалификация участника закупки» в п. 20.2. 2. конкурсной документации.
Круг возможных победителей аукциона в электронной форме ограничен до одного, под которого специально разработана документация - Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего образования «Финансовый Университет при Правительстве РФ» за счёт включения условий, не основанных на Законе.
В ходе проверки закупки УФАС замалчивает нарушение Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 No 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно нормы гласящий, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Данная норма в ходе проверки закупки УФАС не соблюдена.
Критерий оценки «подготовка специалистов 500 человека одновременно в конкретных темах так или иначе связанных с коррупцией» является композицией из трёх критериев:
а) опыт профессиональной подготовки по программам дополнительного образования для
взрослых;
б) опыт работы в сфере связанной с противодействием коррупции;
в) опыт дистанционных образовательных технологий или электронного обучения;
Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 No 1085 не предусматривает возможность оперирования сложными критериями, образующимися как результат композиции простых. При подготовки документации Пенсионный Фонд РФ определил такое уникальное сочетание трёх перечисленных критериев, чем заранее определил победителя аукциона. В результате цена по итогам аукциона составила 99,5% от начальной цены контракта.
Анализ сложившихся рыночных цен в Табл. к ходе закупки
с учетом кэптивной заявки и без неё
Идентифика-ционный номер заявки |
Участник |
Предложение по цене (руб.) |
Порядоковый номер |
106438292 |
АНОО ДПО «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЗАКУПОК»; ИНН 3664229682; Почтовый адрес: 394052, г. Воронеж, пер. Летчиков, д. 6 |
149000,00 |
№ 2 |
106473457 |
АНО ДПО «УЦ «РАЗВИТИЕ»; ИНН 8602998493 |
1005000,00 |
№ 6 |
106458824 |
ЧОУ ДПО «СКИДО»; ИНН 2634093256 |
1420000,00 |
№ 9 |
106538234 |
ФИНУНИВЕРСИТЕТ; ИНН 7714086422; Почтовый адрес: 125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский пр-т, д.49 |
1850000,00 |
№ 1 |
106559270 |
ИЗИСП; ИНН 7704067773 |
990000,00 |
№ 5 |
106556614 |
ФГБОУ ВО «РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА»; ИНН 7705043493 |
1489120,00 |
№ 10 |
106498498 |
ФГБОУ ВО «ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»; ИНН 6027138617 |
1200000,00 |
№ 7 |
106566620 |
АНО ДПО «ДВИПРАЗ»; ИНН 2721981346 |
202500,00 |
№ 3 |
106569245 |
ООО ИНСТИТУТ «КЛАСТЕР»; ИНН 5507233210 |
500000,00 |
№ 4 |
106571461 |
ООО ОДПО УКЦ «СФЕРА»; ИНН 8622001759 |
1414614,50 |
№ 8 |
Среднее по цене (руб.) |
1022023,45 |
||
Минимум (руб.) |
149000 |
||
Максимум и цена госколнтракта (руб.) |
1850000 |
||
Среднее без учета кэптивной заявки (руб.) |
837023,45 |
Бешеные деньги
Из-за грубого нарушения законодательства о конкуренции госконтракт был заключён по максимальной цене минус полпроцента, а перерасход бюджетных средств, без учета заявки кэптивного участника, под которого специально составлен электронный аукцион, составил 1850000 - 837023 = 1012977 руб., т. е. в семь с лишним раз превысил ценовое предложение по заявке № 2 и на 120% - среднюю рыночную цену.
Такой перерасход бюджетных средств в сфере государственных закупок стал своего рода традицией для Пенсионного Фонда РФ. Анализ проведенных электронных аукционов
Но эти суммы не идут ни в какое сравнение со следующими закупками.
Табл 2 закупки Пенсионного Фонда РФ за период 2015 -2020 гг по направлению Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации):
Номер извещения о закупке |
Предмет |
Начальная цена контракта (руб.) |
0273100000120000004 |
Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Профилактика коррупции" (с применением дистанционных образовательных технологий (электронное обучение)) |
22 337 280,00 |
0273100000119000023 |
Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Реализация Федеральных законов от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" и № 424 - ФЗ "О накопительной пенсии" (с применением дистанционных образовательных технологий (электронное обучение)) |
11 800 000,00 |
0273100000118000275 |
Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме «Профилактика коррупции» (с применением дистанционных образовательных технологий (электронное обучение)) |
14 403 200,00 |
0273100000118000276 |
Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в системе ПФР» (с применением дистанционных образовательных технологий (электронное обучение)) |
17 597 109,60 |
0273100000118000210 |
Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Организация персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц" в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист по организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц" . . . (с применением дистанционных образовательных технологий (электронного обучения)) |
14 733 340,00 |
0273100000118000212 |
Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Организация и установление выплат социального характера" в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист по организации и установлению выплат социального характера" (утвержден приказом Минтруда России от 28 октября 2015 г. № 787 н) (с применением дистанционных образовательных технологий (электронного обучения)) |
14 733 340,00 |
0273100000117000043 |
Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Реализация Федеральных законов от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" и № 424 - ФЗ "О накопительной пенсии" (с применением дистанционных образовательных технологий (электронного обучения)) |
13 284 800,00 |
0273100000116000032 |
Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме «Реализация Федеральных законов от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424 - ФЗ «О накопительной пенсии» (с применением дистанционных образовательных технологий (электронного обучения)) |
12 592 000,00 |
0273100000115000016 |
Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме «Правовые и организационные аспекты профилактики коррупции» |
13 368 810,00
|
Всего государственных контрактов на сумму 134,849,879 руб. При этом под предлогом профилактики и борьбы с коррупцией в системе пенсионного обеспечения потрачено 50,109,290 руб., что превышает все разумные пределы.
Выводы
Это означает, что Пенсионный Фонд, прикрываясь численностью своих сотрудников (свыше ста тысяч по всем подразделениям), создавая препятствия в полноценном онлайн обучении, опираясь на архаичные технологии, в действительности использует бюджетные средства не на цели обучения. Современные технологии обучения без заградительных условий позволяют минимизировать бюджет на обучение не 500-2000 специалистов ПФ РФ, а всех 100 000 человек. Одна из таких смет приведена в жалобе Заявителя 280 от 18.12.2019г. и коррелирует со средней рыночной ценой на аукционе — Табл. 1 без учета кэптивной заявки.
Возможно многомиллионные средства осваиваются / присваиваются лицами, имеющее близкое отношение к закупкам (их ФИО указаны в конкурсной документации) и лицам, проверяющим эти закупки — УФАС г. Москвы под благовидными предлогами: коррупция, Западные санкции, профилактика коронавирусной инфекции и т.п.
Легко убедиться, что во всех закупках побеждал очень ограниченный круг участников, например Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего образования «Финансовый Университет при Правительстве РФ» победил / заключил контракты 6 раз по цене близкой к начальной максимальной.
Почему УФАС по г. Москве замалчивает признаки систематических коррупционных проявлений в работе Пенсионного Фонда Российской Федерации? Речь идёт о возможном присвоением средств плательщиков взносов под предлогам профилактики коррупции: на эти цели щедро выделены десятки — сотня миллионов средств плательщиков страховых взносов!
Такое бездействие УФАС по г. Москве антисоциально, а действия работников — изобретателей схемы далеко не этичны. ФАС России утратило контроль над госзакупками.
В соответствии с изложенным, руководствуясь Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ Обзором судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона. . . утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2018 года, ст. 9 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Законом «О прокуратуре РФ», Законом «О профилактике коррупции»
просим
I) признать незаконным действия (бездействия) ФАС России, УФАС по г. Москве, включая изложенные в письме от 10.04.2020 № ЕО 19552/20, как нарушающие процедуры проведения контрольных мероприятий и укатывающие на замалчивании на прямое нарушение ФЗ 44-ФЗ и сговор Пенсионного Фонда Российской Федерации с победителем электронного аукциона код закупки 191770601611877060100102020018542244 No извещения 0273100000119000169, предмет: Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений»;
II) провести проверку Государственного учреждения - Пенсионный Фонд Российской
Федерации ул. Шаболовка, 4, гсп - 1, Москва, 119991 ОГРН 1027700220624
7706016118 на предмет соблюдения Закона
и
Провести проверки по аналогичным закупкам, в которых ФАС России также утратила контроль над госзакупками, номера извещений:
0273100000120000004, 0273100000119000023, 0273100000118000275, 0273100000118000276
0273100000118000210, 0273100000118000212, 0273100000117000043, 0273100000116000032
0273100000115000016 на предмет возможного присвоения/хищения бюджетных средств в особо крупном размере под надуманными предлогами.
Проверки продолжаются, к нам поступают запросы из Следствнного комитета - даём ответы. Думают, думают, думают . . .