Перефразировав слова легендарного Эндрю Гроува (Andrew S. Grow), который будучи председателем совета директоров Intel написал книгу Выживают только параноики) хочется сказать выживают только конфликт компетентные! В мире неопределенности, кризиса и хаоса именно конфликтная компетентность определяет будут ли Ваша компания жизнеспособна или нет. Сибирский Центр конфликтологии опросил 1190 респондентов и пришел к следующим любопытным выводам.
Постановка эксперимента.
В рамках проведенного исследования была поставлена задача выяснить отношение респондентов к развитию медиативных практик в российском регионе. В качестве метода социологического исследования была использован анкетный опрос, который проводился среди организаций и граждан — клиентов Сибирского Центра конфликтологии на протяжении последних 13 лет. При этом, поскольку с большинством поддерживались отношения уже после урегулирования их конфликтной ситуации, опрос был проведен по телефону за период с 03 июня 2013 г. до 20 августа 2013 г.
Программа исследования.
В качестве респондентов было опрошено 980 клиентов-организаций и 210 граждан, которым предлагалось произвести самооценку по формам, изложенным ниже. Все они являлись клиентами Сибирского Центра конфликтологии и за последние двенадцать лет хотя бы один раз обращались за помощью по урегулированию конфликтной ситуации. Даже если такое обращение поступало лишь от одной стороны спора, исследователи предпринимали попытки использовать медиативные техники в работе: соблюдение этики, регламентация переговорных правил, прогнозирование эволюции конфликта, блокирование недобросовестных приемов оппонента, который пытается использовать позиционное преимущество.
Что понимать под профессиональным посредничеством?
Поэтому под словами профессиональное посредничество в данном исследовании понимается целый арсенал методов: медиация, третейское разбирательство, «Челночная» дипломатия, Гарвардский метод принципиальных переговоров, примирительные процедуры, дружеское посредничество и др. При этом для выполнения сложных проектов активно привлекались со-исполнители, в частности Сибирский третейский суд, обладающий необходимыми компетенциями и возможностями третейского разбирательства либо сторонние юристы в целях недопущения конфликта ролей медиатора и представителя. Однако клиент воспринимал такую комплексную услугу как единое целое — решение его проблемы.
Выборка респондентов
Выборка респондентов характеризуется следующими признаками. Респонденты дислоцированы преимущественно в Сибирском Федеральном округе, в городах: Новосибирск, Бердск, Черепаново, Искитим, Барнаул, Кемерово, Куйбышев НСО. Но также ряд клиентов находились в Ханты-мансийском автономном округе (г. Сургут, г. Нижневартовск), в Краснодарском крае (г. Геленджик, г. Краснодар) либо имели филиалы в разных городах, особенно в случае банков и страховых компаний, головные офисы которых как правило расположены в Москве, а также компаний энергетического сектора экономики.
Диапазон уровня распределения доходов клиентов варьировался от одного прожиточного минимума, поскольку речь шла о социальной работе pro bona с малоимущими гражданами, до десятков миллиардов рублей в случае крупных корпораций. (Как показало исследование, определяющими факторами в предпочтении тех или иных тактик поведения в конфликтной ситуации, и её восприятии/оценки, являются образование респондента, возраст, пол, но не доход). В целом, среди клиентов можно выделить четыре категории:
Категории клиентов |
Кол-во респондентов в категории |
Доля категории в общей выборе % |
Граждане |
210 |
17% |
Государственные учреждения, некоммерческие организации |
48 |
4% |
Малый бизнес, индивидуальные предприниматели |
250 |
20% |
Средний бизнес |
722 |
58% |
Крупный бизнес |
8 |
1% |
ИТОГО |
1190 |
100% |