Конфликт-компетентное управление
Исследование достаточно определенно подтвердило, что конфликт-компетентное управление проявляется во взаимосвязи с положительным результатом и бизнесе. Среди ключевых преимуществ управления исследование определило следующие факторы, отличающие конфликт-компетентные компании от прочих:
• сильные деловые связи с клиентами, поставщиками, работниками и партнерами.
Такие связи можно характеризовать как отличные либо очень хорошие.
• понимание ценности беспристрастного и быстрого урегулирования споров с
помощью Альтернативных методов Разрешения Споров (АРС) в сфере отношений с
клиентами и поставщиками, отказ от состязательного судебного подхода,
сфокусированного на выигрыше любой ценой.
• более экономные бюджеты правого отдела/ юридического департамента (конфликт—
компетентные компании имеют достаточно солидные бюджеты расходов на содержание юридического департамента) и эффективное бюджетное управление судебными расходами,
• хорошее использование имеющихся правовых ресурсов
Интересно отметить, что часто юридические отделы тех компаний «Умеренные» и «Аутсайдеры», сетуют на постоянный дефицит бюджета, из которого они вынуждены «выкраивать» всё необходимое для работы) . Между тем, несмотря на сравнительно малый бюджет юридических департаментов, конфликт— компетентные компании - «Лидеры» реже жалуются на дефицит бюджета. Здесь обнаруживаются параллели с аналогичными исследованиями в США, где введено понятие портфельное управление спорами, предполагающего иные критерии, в противоположность «победному» разрешению конфликта [за счёт проигрыша оппонента]. Успех измеряется тем, насколько хорошо организация управляет интегральными экономическими и неэкономическими показателями в результате работы над целым спектром споров (портфель споров или «массив» споров) во всех аспектах своего бизнеса, и в течение всего исследуемого периода [4].
Интересно, что «Лидеров» уверенно преобладают женщины, их доля составила среди руководителей - респондентов (57,7%) , а среди Аутсайдеров наоборот лидируют Мужчины (78,4%) , в «Умеренных» организациях поло руководителя в 52,8% случаях мужской и в 47,2% - женский, при общем соотношении 570 мужчин и 470 женщин в выборке. По нашему мнению это отражает то общепризнанное обстоятельство, что женщины более склонные к кооперации и компромиссу (природные медиаторы по наблюдению Уильма Юри), чем мужчины, чаще практикующий состязательный подход и избирающих тактику соперничества-состязательности в судах.
Для граждан
Что касается граждан, то по результатам исследования был сделан вывод: основная доля граждан не имеет выбора между традиционными и альтернативными методами споров. Для иллюстрации этого вывода обратимся к тем конфликтным сферам, где доля ответивших
респондентов превысила 40%
Конфликтная сфера респондента |
Доля ответивших |
Потребительские кредиты / ипотека коллекторные агентства. |
41,43% |
Конфликты, связанные с нарушением прав потребителей |
40,48%
|
В силу фактически сложившегося имущественного ценза при традиционном разрешении споров, когда лица с ограниченными доходами не получают доступа к правосудию, они вынуждены либо «довольствоваться» т. н. правосудием второго класса (Second Class Jurisdiction), которое выражается в использовании типовых бланков заявлений, безотносительно к конкретной конфликтной ситуации, обезличенным взаимодействием с юристами, либо обращаться к самозащите прав, либо выбирать медиацию и проф. посредничество, руководствуясь соображениями элементарной экономии средств.
В отличие от организаций, где возможно использование индекса конфликтной компетентности, подобный индекс в случае граждан отыскать не удалось. Анализируя социальные причины такого проявления, заметим, что почти 80% клиентов Сибирского центра конфликтологии-граждан - это женщины, которые в силу гендерного неравенства и социальных дискурсов вынуждены «брать в свои руки» конфликтные проблемы детей, супругов. Именно поэтому даже когда речь идет о жилищной проблемы сына, дочери или гражданского мужа, на первичную консультацию приходит либо женщина, либо женщина вместе со стороной конфликта, как правило при этом мать платит за уже работающего сына.
Фактор «Возраст» действует отрицательно на готовность респондента к восстановлению отношений с контрагентами и в целом на положительное восприятие медиации и др. альтернативных методов урегулирования споров. В противоположность этому фактор «Образование» сказывается положительно. Помимо количественных методов анализа важно обобщить ответы респондентов на открытые вопросы. По результатам их анализа выявлена общая закономерность: «слабая сторона» (а таковой является гражданин в споре с организацией или госорганаом) в подавляющем большинстве случаем - за альтернативные методы споров, а сильная сторона - просто уклоняется от диалога. Очевидно, что медиация при таких обстоятельства невозможна. Более актуальны защита от недобросовестных приемов, правозащитная деятельность бесплатная юридическая помощь. В силу изложенных причин, необходима разработки иной программы исследования, в частности, с целью классификации арсенала противодействия угрозам банков и коллекторных агентств в сфере Потребительские кредиты / ипотека коллекторные агентства.
Ссылки
1. Гидденс «Социологические исследования» 2-е изд., полн. перераб. и доп. - : М.:
Едиториал УРСС, 2005. - 632 с. стр. 466-487
2. Сайт http://www.gnu.org/software/pspp/
3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание,объяснение,
понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л,
2007. — 567 с. — (Университетский учебник). - ISBN 5-365-00446-9. - ISBN 978-5-365-00446-7. Глава 7
4. Исследование ААА Dispute-Wise SM Business Management Improving Economic and
Non-Economic Outcomes in Managing Business Conflicts An American Arbitration
Association-Sponsored Research Study Executive Summary. Автор: Ричард Наймарк.
является старшим вице-президентом Американской арбитражной ассоциации.
* * *