В спорах с налоговыми органами отчетливо проявляется недостатки налогового администрирования, несоответствующие нашему динамичному веку судебные способы "разрешения" споров и низкое качество работы Законодателя. В этом кейсе дело касается имущественного налогового вычета по НДФЛ гражданину в связи с приобретением квартиры. На проятжении долгих месяцев налоговый орган занимается отписками, а суды - волокитой. Насколько это массово? и какие возникают негативные социальные последствия?
Лучше льгот могут быть только деньги
В общем случае, вычет налоговый орган обязан выплатить налогоплательщику, а льготу - нет. Льгота может быть применена для уменьшения налога. Если налогоплательщик не платит какой либо налог, тот же налог на доходы физических лиц - НДФЛ, то от налоговых льгот ему не будет ни холодно - ни жарко. Иное дело вычет. Не выплаченный вычет - это переплата.
Загляните в Личный кабинет налогоплательщика и потребовуйте вернуть переплату по НДФЛ !
В Налоговом кодексе есть понятие стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, инвестиционные - они призваны отрегулирваьть сложные социальные отношения, помочь с приобтетением жилья, инсвестициями в образование и здровье, поддержать семьи, материнство и детство, а также лиц, имеющих заслуги перед Родиной. Всё это в теории. Но вот этот кейс из практики свидетельствует об обратном - повышенная налоговая нагрузка на социально уязвимые категории налогоплательщиков, таких как: дети, беременные женщины, инвалиды, пенсионеры, индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения самозанятых лиц в секторе неформальной т. н. «серой занятости», которых в России насчитывается порядка 38 млн. человек и др. В данном кейсе легко убедиться как бедные в России помогают богатым в пресловутом жилищном вопросе: богатый человек может легко реализовать свое право на имущественный налоговый вычет, а рядовой гражданин (он же - бедный) - навряд ли. Рядовому россиянину можно пожелать найти двести шестьдесят тысяч *** где-то под ногами на дороге. Такая статегия обогащения будет будет более успешной, чем споры с налоговыми органами.
*** 260 000 = 13% * 2000000 руб. - это предельный размер имущественного налоговвого вычета по НДФЛ в связи с приобретением жилья согалсно стю 220 НК РФ.
Ловкая подмена понятий
В данном кейсе налоговый орган отктазывает в выплате имущественного налогового вывчета по НДФЛ налогоплательщику - покупателю квартиры, называя вычет "льготой", и при этом ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П [1], где говорится следующее: Смысл имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при . . . приобретении . . . квартиры, . . . В этом случае при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 000 000 рублей, а также в сумме. . . фактически израсходованным им . . . на приобретение указанного недвижимого имущества.
Из этой приведенной цитаты может создаться ошибочное впечатление, что КС РФ говорит о льготе — именно эту позицию поддерживает налоговый орган. Между тем, важно подвергнуть анализу весь текст Постановления КС РФ, который уточняет: предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются нормативные положения абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ, и в редакции ФЗ от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ.