В спорах с налоговыми органами отчетливо проявляется недостатки налогового администрирования, несоответствующие нашему динамичному веку судебные способы "разрешения" споров и низкое качество работы Законодателя. В этом кейсе дело касается имущественного налогового вычета по НДФЛ гражданину в связи с приобретением квартиры. На проятжении долгих месяцев налоговый орган занимается отписками, а суды - волокитой. Насколько это массово? и какие возникают негативные социальные последствия?
Лучше льгот могут быть только деньги
В общем случае, вычет налоговый орган обязан выплатить налогоплательщику, а льготу - нет. Льгота может быть применена для уменьшения налога. Если налогоплательщик не платит какой либо налог, тот же налог на доходы физических лиц - НДФЛ, то от налоговых льгот ему не будет ни холодно - ни жарко. Иное дело вычет. Не выплаченный вычет - это переплата.
Загляните в Личный кабинет налогоплательщика и потребовуйте вернуть переплату по НДФЛ !
В Налоговом кодексе есть понятие стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, инвестиционные - они призваны отрегулирваьть сложные социальные отношения, помочь с приобтетением жилья, инсвестициями в образование и здровье, поддержать семьи, материнство и детство, а также лиц, имеющих заслуги перед Родиной. Всё это в теории. Но вот этот кейс из практики свидетельствует об обратном - повышенная налоговая нагрузка на социально уязвимые категории налогоплательщиков, таких как: дети, беременные женщины, инвалиды, пенсионеры, индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения самозанятых лиц в секторе неформальной т. н. «серой занятости», которых в России насчитывается порядка 38 млн. человек и др. В данном кейсе легко убедиться как бедные в России помогают богатым в пресловутом жилищном вопросе: богатый человек может легко реализовать свое право на имущественный налоговый вычет, а рядовой гражданин (он же - бедный) - навряд ли. Рядовому россиянину можно пожелать найти двести шестьдесят тысяч *** где-то под ногами на дороге. Такая статегия обогащения будет будет более успешной, чем споры с налоговыми органами.
*** 260 000 = 13% * 2000000 руб. - это предельный размер имущественного налоговвого вычета по НДФЛ в связи с приобретением жилья согалсно стю 220 НК РФ.
Ловкая подмена понятий
В данном кейсе налоговый орган отктазывает в выплате имущественного налогового вывчета по НДФЛ налогоплательщику - покупателю квартиры, называя вычет "льготой", и при этом ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П [1], где говорится следующее: Смысл имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при . . . приобретении . . . квартиры, . . . В этом случае при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 000 000 рублей, а также в сумме. . . фактически израсходованным им . . . на приобретение указанного недвижимого имущества.
Из этой приведенной цитаты может создаться ошибочное впечатление, что КС РФ говорит о льготе — именно эту позицию поддерживает налоговый орган. Между тем, важно подвергнуть анализу весь текст Постановления КС РФ, который уточняет: предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются нормативные положения абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ, и в редакции ФЗ от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ.
Двести редакций Налогового кодекса
Просто поражает, как часто в России меняются законы, определяющие "правила игры". Нынешняя редакция ст. 220 НК РФ изложена в редакции закона от июля 2013, т. е. на двенадцать лет позже того периода, который был предметом рассмотрения КС РФ. За этот период Законодатель по данным СПС — Консультант Плюс внес в НК РФ 183 редакции (!) *, что указывает на существенное изменение правого регулирования и заставляет поставить под сомнение легитимность ссылок налогового органа на выводы КС, изложенные в его Постановлении.
Контекстный анализ Постановления КС показывает, что слово «вычет» встречается в его тексте шестьдесят пять раз, а слово «льгота» — только один раз. Это скорее указывает на правовую дефиницию «имущественный налоговый вычет». При этом КС РФ полагает, что в действовавшей 12 лет назад системе налогового законодательства оба понятия не противоречили друг другу.
* Согласно справке о документе в СПС Консультант Плюс на момент рассмотрения жалобы КС анализировал редакцию номер 17. На момент принятия Решения действует редакция № 200. 200-17 = 183
Невыплаченный вычет дает переплату по НДФЛ
Даже однократное употребление слово льгота не исключает возможность квалифицировать имущественный налоговый вычет именно как слагаемое, вычитаемое из суммы, подлежащей уплате в бюджет по НДФЛ гражданином-налогоплательщиком. Из правил арифметики следует что невыплаченный вычет дает переплату по налогу, что и отражено по данным личного кабинета налогоплательщика - Заявителя.
В цитируемом Постановлении КС РФ говорит о вычете в размере 1000000 руб. Между тем, в действующей редакции аналогичный вычет определен в размере 2000000 руб. Совершенно неправомерно толковать выводы Конституционного суда, сделанные им в системе действовавшего двенадцать лет назад налогового законодательства, вразрез с нормами налогового законодательства, которые действуют сейчас. На момент принятия оспариваемого в суде Решения ст. 220 НК РФ правовой характер еще не возвращенного налогоплательщику имущественного налогового вычета определен в последнем абз. ст. ст. 220 НК РФ ссылающейся на ст. 231 НК РФ, которая в свою очередь ссылается на ст. 78 НК РФ, т. е. невыплаченный в полном объеме налоговый вычет по НДФЛ является переплатой. Такую переплату налогоплательщик может вернуть полностью либо частично, либо зачесть — выбор остается за самим налогоплательщиком в силу ст. 78 НК РФ.
Креативное чиновничество
Главная беда любой страны, и не только Росиси , это не плохие дороги / налоги, а креативное чиновничество, изобретающего всё новые и новые казуистические правила.
Есть лишь два верхних предела в ст. 220 НК РФ - 2,000,000 руб. и 3,000,000 руб. для случая приобретения дома, квартиры ис пользованием ипотеки. Совершенно непонятно почему Налоговый орган вводит дополнительное ограничение в виде размера дохода налогоплательщика за отчетный налоговый период не основанное на Законе, почему берет за верхний предел сумму НДФЛ уплаченную налогоплательщиком за один год? Такой вывод не основан на Законе и приводит к дискриминации уязвимых категорий налогоплательщиков, таких как: дети, беременные женщины, инвалиды, пенсионеры, индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения самозанятых лиц в секторе неформальной т. н. «серой занятости».
Если согласится с логикой налогового органа, то исходя из средней заработной платы россиян имущественный налоговый вычет рядовой гражданин, а этом 93,5% населения, сможет реализовать за период от 2,8 лет до 12,5 лет. По логике налогового органа имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры могут получить единовременно лишь 6,5% процентов населения. Остальным 93,5% должно быть отказано по мотивам недостаточности доходов. Более подробно расчеты на основе данных Росстат приведены в прилагаемой жалобе в генеральную прокуратуру РФ.
В результате — снова правовой тупик и грубейшее нарушение основополагающих принципов не только налогового законодательства, но и существенное ограничение жилищных прав девяноста с лишним процентов граждан, поставленных в неравное положение с гражданами, имеющими сверхвысокие доходы. Преодолеть эту порочную логику можно лишь путем неукоснительного соблюдения Закона. При этом уплаченный за отчетный год НДФЛ не имеет никакого отношения к спору.
Если вычет по НДФЛ зависит от доходов . . .
Поскольку общие принципы налогового законодательства исключают любые формы налоговой дискриминации, трудно считать законной позицию, когда в праве на своевременное получение имущественного налогового вычета отказывают многочисленным социальным группам, в т.ч. работникам бюджетной и социальных сфер, с доходами менее 2,000,000 руб.
По данным Росстат в 2015 г. «Среднедушевые денежные доходы по субъектам Российской Федерации» составили:
Таб. 1 Среднедушевые денежные доходы по субъектам РФ:
№ п/п |
Субъект / Область |
За 1 месяц (руб.) |
За 1 год (руб.) |
Срок, определяемый по формуле 2 млн. / годовой доход |
I |
II |
III |
IV |
V |
1 |
г. Москва |
59567 |
714804 |
2,8 |
2 |
Новосибирская область |
25771 |
309252 |
6,47 |
3 |
Российская Федерация |
30225 |
362700 |
5,51 |
4 |
Республика Ингушетия |
13337 |
160044 |
12,5 |
5 |
Республика Алтай |
18179 |
218148 |
9,17 |
По логике налогового органа работающий россиянин, за исключением жителей столицы, в среднем может реализовать свое право на получение имущественного налогового вычета в полном объеме в размере 2,000,000 руб. в течение срока от пяти до девяти лет. (Для сравнения срок хранения первичных учетных документов составляет всего 5 лет по истечении которых гражданам очень проблематично получить ответы из государственных архивов — документы просто теряются). Для полноты картины обратимся к другим данным Росстат - к результатам "Распределение численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы", агрегировав в более крупные группы
Таб. 2 Пять агрегированных групп распределения россиян по доходам:
Верхняя граница ежемесячного дохода (руб.) |
Доля населения % |
Годовой доход (руб.) |
Срок 2 млн. / год доход (лет) |
До 13800 |
20,51 |
165600 |
12,1 |
До 35000 |
48,5 |
420000 |
4,8 |
До 75000 |
24,6 |
900000 |
2,2 |
До 250000 |
6,1 |
3000000 |
0,7 |
Более 250000 |
0,4 |
12000000 |
0,2 |
Источник: сайт Росстат, данные обновлены на 29.07.2015
** Последняя строка это таблицы определена условно, из предположения дохода в размере 1 млн. руб. в месяц, что может означать относительно много либо мало в зависимости от того, какие социальные группы богатых россиян сравниваются. Вне всякого сомнения: за считанные недели они способны легко перешагнуть установленный рубеж в 2 млн. руб. и получить без лишних проволочек имущественный налоговый вычет за приобретенное жильё.
На практике оказывается, что вычет получают только состоятельные россияне с высокой «белой» зарплатой, которая превышает среднедушевой доход на гражданина в последние годы в 5-10 раз и более.
// Здесь использованы официальные показатели Росстат.
Век вычета не видать!
Рядовые граждане смогут получить законный вычет в полном объеме, если очень-очень настойчиво станут защищать свои права через суды. Если выбран путь получения вычета через заявление работодателю из удерживаемого с заработной платы НДФЛ, то полную сумму можно получить через 5-10 лет.
Вывод: если согласится с позицией налогового органа, то имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры могут получить единовременно лишь 6,5% процентов населения. Остальные 93,5% россиян, по мнению налогового органа, имеют не достаточные доходы для получения вычета в отчетном году.
Налоговый вычет лишь для 6,5% богатых
Налоговая дискриминация может существенно ограничивать жилищные права граждан, относящихся к целевым группам данного проекта, поскольку ставит их в неравное положение с иными гражданами, располагающими достаточными ресурсами на получение имущественных налоговых вычетов.
Поэтому в данном кейсе необходимо руководствоваться законом, а не косвенным толкованием позиций высших судов в другой системе налогового регулирования по совершенно иным предметам споров.
[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой"