Ведомственная "междоусобица"
Кодификация законодательства, регулирующего одноотраслевые отношения. Так, сейчас впервые появилась надежда на создание процессуального кодекса, регулирующего все гражданское судопроизводство. Ведь наличие у нас в этой области двух кодексов было во многом обусловлено существованием двух независимых судебных систем (судов общей юрисдикции и арбитражных). Создание единого высшего суда позволяет отказаться от дискредитировавшей себя на практике идеи дифференциации гражданского процессуального законодательства.
Можно подумать и о кодификации социального законодательства и принятии Основ социального законодательства. В настоящее время сложность, запутанность и фрагментарность правового регулирования в этой области не способствует решению задач, связанных, с одной стороны, - с созданием эффективных гарантий для тех, кто действительно в этом нуждается, а с другой - с предотвращением злоупотреблений граждан при реализации ими социальных прав.
Нельзя не сказать и о том, что явно назрела ситуация со структурой федерального законодательства о судах и судьях, также нуждающаяся в совершенствовании путем кодификации.
Лосткутное одеяло в судебном регулировании
На данный момент одновременно действуют: ФКЗ о судебной системе РФ, о Конституционном суде РФ, о Верховном суде РФ, о судах общей юрисдикции в РФ, о военных судах РФ; ФЗ о статусе судей в РФ, о госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в РФ, о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ, о мировых судьях в РФ, о Судебном департаменте при Верховном суде РФ, о финансировании судов РФ, об органах судейского сообщества в РФ, об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ, о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ, об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ. При этом недавно утратили силу ФКЗ об арбитражных судах и о Дисциплинарном судебном присутствии, но продолжает действовать, хотя и в незначительном объеме, Закон РСФСР от 8 июля 1981г. "О судоустройстве РСФСР". Да и сами законы в этой сфере очень часто изменяются (чего бы не было при их кодификации). В этом плане ориентиром может служить Модельный кодекс о судоустройстве и статусе судей для государств - участников СНГ (принят на 36-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 36-12 от 16 мая 2011г.).
При этом, разумеется, не стоит видеть в кодификации решение всех проблем по систематизации законодательства. У этой формы систематизации правовых актов есть разумные пределы, связанные прежде всего с удобством пользования нормативным материалом, возможностью его целостного восприятия.