Какие ключевые проблемы отмечаются в Законопроекте?
«Гонка» за показателем - «направляемость уголовных дел в суд».
Следователи и дознаватели стараются не принимать от сторон заявления о прекращении дела в связи с примирением, разъясняя, что примиряться нужно в суде. Эти действия обусловлены существующим рейтингом - «направляемость дел в суд». Сторонам в достаточной степени не разъясняются порядок, последствия и преимущества примирения.
Прекращение уголовных дел по усмотрению органа уголовного преследования и суда. Часть 2 статьи 67 Уголовного кодекса РК дает право выбора органу уголовного преследования и суду – прекращать или не прекращать дело о преступлении средней тяжести, если обвиняемым ранее совершалось преступление.
Отсутствие сроков для обжалования постановлений о прекращении дела в связи с примирением.
Руководство следственных органов отмечает – лучше, когда стороны примиряются в суде, нежели в ходе следствия. Объясняют это тем, что решение следователя о прекращении дела может быть отменено прокурором по истечении любого времени и вновь проводить расследование станет сложно.
Недостатки Гражданского процессуального кодекса:
- перед судами не ставится задача примирять стороны в рамках подготовки к судебному разбирательству;
- при подготовке дела суды не ориентируют стороны на мировое соглашение, а лишь разъясняют их право на разрешение спора в порядке медиации;
- до начала судебного разбирательства судья не обязан вызывать ответчика, чтобы опросить его по существу иска. Это исключает встречу сторон и обсуждение возможности примирения, поиска взаимовыгодного решения;
- отсутствует обязанность сторон предоставлять (раскрывать) все доказательства, обосновывающие их позицию, до начала судебного разбирательства;
- во время разбирательства суд ориентирован на установление истины, а не на примирение конфликтующих;
- у сторон отсутствует материальная выгода от заключения мирового соглашения (к примеру, возврат госпошлины).
Таблица 2. Прекращаемость дел на досудебной стадии и в суде1
Период |
Всего в уголовном процессе прекращено за примирением |
в том числе: |
|||
надосудебной стадии |
%
|
в суде |
% |
||
2008 г. |
21 412 |
6 315 |
30 |
15 097 |
70 |
2009 г. |
21 201 |
5 867 |
27 |
15 334 |
73 |
2010 г. |
23 948 |
5 247 |
22 |
18 701 |
78 |
2011 г. |
27 197 |
7 433 |
27 |
19 764 |
73 |
2012 г. |
27 038 |
10 037 |
37 |
17 001 |
63 |
В связи с ужесточением учетно-регистрационной дисциплины число зарегистрированных преступлений ежегодно растет. За последние пять лет – рост в 2,5 раза, преступлений небольшой и средней тяжести – почти в 3 раза.
Недостаточное использование потенциала альтернативных способов разрешения споров.
Вне суда могли бы быть разрешены споры:
- по договорным обязательствам (18%);
- по жилищно-коммунальным (28%);
- по брачно-семейным отношениям (20%).
Злоупотребление сторонами процессуальными правами.
ГПК позволяет сторонам удерживать доказательства и раскрывать их только перед прениями, а также предъявлять встречный иск на последнем судебном заседании, что может являться способом затягивания процесса;
невысокая госпошлина порождает заведомо необоснованные иски, чтобы не исполнять обязательства. Отчасти по этой причине возвращаются или остаются без рассмотрения около 30% заявлений;
отсутствие госпошлины провоцирует подачу заведомо необоснованных апелляционных жалоб, чтобы отсрочить вступление решения суда в законную силу и его исполнение.
Отсутствие отличий в процедуре рассмотрения разных по сложности гражданских дел.
Некоторые дела не представляют особой сложности, не требуют назначения экспертиз и др. Они могли бы быть рассмотрены в упрощенном порядке.
Представление интересов сторон непрофессиональными защитниками.
В законе нет требования о профессиональном представительстве по гражданским делам. Интересы сторон нередко представляют граждане, не имеющие юридического образования. Это порождает необоснованные обращения в суд и другие госорганы, некачественную подготовку процессуальных документов и т.д.
Недостаточное использование возможностей приказного производства.
С вынесением судебного приказа рассматриваются всего 16% дел. Это решения судей о взыскании денежных сумм или истребовании имущества от должника по бесспорным требованиям без вызова должника и взыскателя для заслушивания их объяснений и без судебного разбирательства.
Между тем, в приказном порядке можно рассматривать требования о взыскании платы за жилье и коммунальные услуги. Это 15% от общего числа обращений в суды.
Неэффективное использование потенциала медиации.
Число обращений в суды ежегодно растет. Закон «О медиации» от 2011 года существенно не улучшил ситуацию.
Вне суда разрешается менее 1% споров, тогда как в европейских странах этот показатель не ниже 70-80%.
Предметом медиации могли бы стать 10 тысяч мировых соглашений, утвержденных судами, и 30 тысяч отказов от иска.
Несовершенство правовой регламентации оплаты услуг медиаторов.
При обращении к медиатору услуги оплачивает и обвиняемый, и потерпевший. Поэтому потерпевшему выгоднее бесплатно примириться у следователя или в суде, нежели платить медиатору.
Отсутствие юридической силы медиативного соглашения.
Соглашение, достигнутое вне суда, не может быть обращено к принудительному исполнению. В случае, когда одна сторона уклоняется от выполнения условий достигнутой договоренности, у другой имеется только один путь – иск в суд. Поэтому внесудебное медиативное соглашение воспринимается населением как бесполезная трата времени.
Разрозненность организаций медиаторов.
По Закону о медиации координация деятельности, разработка единых стандартов медиаторов, порядка проведения медиации и оплаты услуг возложена на ассоциацию медиаторов.
По истечении двух лет единая республиканская ассоциация так и не создана. Организации медиаторов лишены методической и иной поддержки, отсутствует единый подход к определению размера вознаграждения и т.д.
Низкий уровень профессиональной подготовки медиаторов.
Курс обучения медиатора составляет 48 академических часов. За такое время (менее двух недель) невозможно получить углубленные специальные знания и навыки проведения медиации. От грамотности и профессионализма медиатора зависит качество и успешность медиации.
Слабая поддержка непрофессиональных медиаторов.
Местные исполнительные органы не оказывают непрофессиональным медиаторам организационно-техническую поддержку (помещения, методические рекомендации, курсы и др.). Население не в полной мере информировано о законодательной возможности – стать непрофессиональным медиатором.
Параметры развития системы
Необходимо более широко внедрять в сферу отправления правосудия примирительные процедуры, осуществляемые как при содействии суда, так и с помощью медиатора. В основу этого должна быть заложена идея примирить стороны, не доводя до вынесения судебного акта. Для этого необходимо принять ряд законодательных, организационных и информационных мер.
В Законопроекте предусмотрены конкретные шаги на преодоление перечисленных проблем.
Законопроект о совершенствовании примирительных процедур в уголовном и гражданском процессах, а также института медиации.
Ювенальная медиация
В соответствии п. 3 ст. 24 Закона «О медиации» РК, участие педагога или психолога обязательно, в случае проведения медиации, где одной из сторон является несовершеннолетний. Как показывает практика, комплексное сопровождение несовершеннолетних в судопроизводстве проводится с помощью педагога, психолога, социального работника, социального психолога.
Необходимо было обозначить цели и принципы такой работы, на их основе вырабатывается формат сопроводительных документов при вынесении судебных актов, учитывая особенности несовершеннолетнего правонарушителя, а также социальные и психологические причины его девиантного поведения.
В данном процессе связующую роль (как социально-психологического) выполняет социальный работник, социальный психолог. Принимая во внимание данный факт, считаем целесообразным дополнить закон нормой об участии в медиации в рамках уголовного судопроизводства, где потерпевший или подозреваемый не достиг 18 лет, не только педагога или психолога, но и социального работника и социального психолога, регламентировать их участие в медиации.
Кроме того согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан №858 от 24 августа 2009 года, четко обозначает, что в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности необходимо продолжить работу по систематизации действующего законодательства, освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве.
Гражданско-процессуальное право призвано обеспечивать доступность правосудия, минимальную реализацию прав участников гражданского судопроизводства, своевременную защиту и восстановление нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства.
В целом меры по совершенствованию гражданского процессуального законодательства ориентированы на закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и внесудебном порядке, в том числе обязательности обсуждения возможности использования мер примирительных процедур при подготовке дела к судебному разбирательству, а также развитие внесудебных форм защиты гражданских прав.
Уголовная политика государства должна быть направлена на внедрение альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения, совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и т.д. Наряду с такими развитыми странами как Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, США, Франция, где медиация успешно функционирует уже полвека.
по сообщению ОО «Союз медиаторов» А.К. Белесова