Отбор соискателей происходит с использованием анкетирования, интервью по телефону или Skype и тестирования. Анкета в электронной форме оценивается по скоринговой модели (т. е. балльно-экспертным методом, практикуемом, например, банками при решении вопроса о возможности выдачи кредита заемщику). На стадии отбора отбраковываются кандидаты, не имеющие высшего образования, не имеющие жизненного опыта урегулирования конфликтов,
очень слабо владеющие технологиями использования Интернет и веб-камеры либо по иным причинам, которые могут препятствовать обучению.
А также менеджеров, конфликтологов и омбудстменов
На этапе интервью по телефону или Skype оцениваются коммуникативные навыки соискателя. Далее проводится тест на основе случайной выборки 15-20 вопросов из имеющегося Банка вопросов, насчитывавшего в общей сложности примерно 350-400 вопросов. Если соискатель набирал достаточное количество баллов в ходе анкетирования, телефонного интервью, тестирования, то происходило заключение договора путем обмена электронным письмами и зачисление. Описанная модель была многократно опробована и доказала свою эффективность.
До принятия изменений в Закон "Об образовании", которые дали путевку в жизнь электронному обучению, личность соискателя удостоверялась у нотариуса путем направления в учебный центр заявления, с нотариальным заверением подписи и удостоверением личностью заявителя. В заявлении содержалась просьба использовать современные дистанционные технологии обучения в формате очного обучения, указывалась электронная почта и личный аккаунт обучающегося, например в Skype или на специально созданном обучающем сайте учебного центра. После принятия указанного Федерального закона необходимость в таком заявлении отпала.
Все три ступени мастерства в переговорах и конфликтах
Впоследствии обучение стало трёхступенчатым в соответствии с Приказом Министерства образования № 817 от 14 февраля 2011 г. Базовый курс (120 час.), Медиации особенности применения (312 час) и Подготовка тренеров медиации (144 часа), а всего 576 часов. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2011 года № 770 утверждены образовательные программы в области профессиональной медиации:
- «Общий курс медиации» (48 часов), «Специализированный курс медиации» (50 часов)
- «Курс подготовки тренеров медиаторов» (32 часа). Освоение Общего курса медиации дает право заниматься медиацией на профессиональной основе. Выпускник Специализированного курса медиации может работать медиатором широкого профиля.
- Наконец, медиатор, освоивший все три ступени, включая «Курс подготовки тренеров медиаторов», может преподавать в качестве тренера медиации.
(Заметим, что образовательная деятельность в Республике Казахстан не относится к числу лицензируемых — всё определяется профессионализмом преподавательского состава учебного центра.)
Тренеры медиации
становятся преподавателями в регионах России, в Республиках Казахстан и Беларусь. Кроме того, во избежании бесплодных дискуссий о возможности внесения авторских изменений, в рекомендуемые программы подготовки медиаторов1 все авторские материалы были сгруппированы в самостоятельный курс прикладной конфликтологии для медиаторов (144 часа), который получил наибольший интерес целевой аудитории рассматриваемого проекта.
Как происходит процесс обучения?
В процессе обычного стодневного обучения по российской программе или месячного обучения по казахстанской программе медиаторов обучающийся получает посылку с авторским пособием — 500 стр., DVD дисками с учебными видео клипами, инструкцией по работе с обучающим сайтом. Обучающийся регулярно посещает обучающий сайт, работает над учебным материалом:
- просматривает видео лекции и слушает аудио передачи, которые выложены на учебном сайте в общем количестве около одной тысячи, как правило в виде котоких клипов по 3-8 минут, реже 15-30 минут;
- отвечает на лекционные вопросы, разных типов, разной последовательности автоматизированно предлагаемые учебной программой. Так например, выбор одного или нескольких правильного вариантов ответов из многих, выбор соответствия между случайно перемешанными вопросами и ответами, заполнение пропущенных слов в кейсе и др.;
- участвует в электронных семинарах, где возможны ответы и оценки работы др. слушателей;
- участвует в направленной дискуссии на тематических форумах с гибкой сортировкой, ранжированием тем и вставками видео контента;
- выполняет задания путем публикации ответа в окне формы, загрузки рисунков, пояснений от руки (например: составьте медиативное соглашение по итогам достижения консенсуса в следующей ситуации . . .) и др.
- отвечает на тестовые вопросы из случайной выборки Банка вопросов. Опять же допустимы разные типы вопросов и видео контент;
- раскрывает значение специальных терминов по предмету курса в глоссариях. Эта работа особенно интереса в в сфере социальных инноваций. Например подобрать русскоязычный аналог или аналог на национальном языке народов СНГ к общепринятым терминам — это настоящее искусство, требующее глубокое знание изучаемого предмета;
- участвует в «мозговых штурмах» путем создания Википедии (энциклопедии) в изучаемой предметной области. Это очень полезный инструмент для разработки профессиональных кодексов, регламентов, уставов, ученых кейсов;
- наполняет базу данных списком прочитанной литературы. Такие базы данных позволяют создать разделяемые ресурсы, используемые в учебной группе или профессиональном сообществе и представляют собой очень высокую ценность;
- направляет эссе о медиации и производит анализ конфликтов по теме курса (из пособия или из личной практики).
Также обучающийся активно направляет вопросы преподавателям через веб-камеру по рассматриваемым кейсам либо через обучающий сайт. На финальной стадии тренеры медиации помогают обучившимся в проведении первых сессий медиации, которые оказываются конфликтующим сторонами на безвозмездной основе — период наставничества. Что касается эссе и дипломных работ, то по, мнению автора и коллег, особый интерес для слушателей представляют задания, стимулирующие к самостоятельной работе: например Рекомендации ООН по эффективной посреднической процедуре2 были впервые переведены на русский и казахский языки и прокомментированы через Skype именно выпускниками курсов медиации в рамках дипломной работы.
Процедура экзаменов
происходит в соответствии с требованиями Минобрнауки РФ для граждан России, Поставления Правительства Республики Казахстан — для граждан Казахстана и по аналогии — для медиаторов из других стран. А именно в направление эссе и подтверждение и теоретических и практических знаний перед независимой комиссией из трёх преподавателей, имеющих научные степени и работающих в сфере конфликтологии, имеющих практику медиации. При этом благодаря использованию интернет технологий экзаменуемый видел и слышал всех членов комиссии. В свою очередь, комиссия видит через монитор и слышит через аудио колонки экзаменуемого. В аналогичной форме организуются имитационные сессии медиации на основе реальных конфликтных ситуаций из практики учебного центра. Всячески поощряется работа обучающихся в парах и «тройках» со слушателями из разных городов и стран которые назначают друг другу время сессий по московскому времени через специальные диалоговые окна учебного сайта.