Налоговое законодательство содержит лишь ограничение по максимальной сумме имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры в собственность — 2,000,000 руб. (пп. 1 п. 3. ст. 220 НК РФ) Данный вычет может быть выбран налогоплательщиком путём приобретения в собственность как одного, так и нескольких объектов жилой недвижимости, как единовременно, так и на протяжении нескольких налоговых периодов один раз в жизни.
Здесь в большинстве случаев исчезала всякая логика и побеждал параграф, душил параграф, идиотствовал параграф, фыркал параграф, смеялся параграф, угрожал параграф, убивал и не прощал параграф. Это были жонглеры законами, жрецы мертвой буквы закона, пожиратели обвиняемых, тигры австрийских джунглей, рассчитывающие свой прыжок на обвиняемого согласно числу параграфов*.
Яросла Гашек Похождения бравого солдата Швейка
Дома новы, а предрассудки - стары
В Заельцовском районе г. Новосибирска выстроено новое здание суда как раз напротив налоговой инспекции. Очень удобно получив акт / решение, сразу перейти через дорогу и обжаловать их в судебном порядке. Рассмотрим кейс, находящийся в работе Сибирского Центра конфликтологии. В 2015 г. как раз в период декларационной кампании гражданин К. приобрел квартиру, аккуратно собрал документы и подал заявление на возврат имущественного налогового вычета, примерно на две сотни тысяч. Руб. С этого момента закипела бурная деятельность налоговой: письма, акты, решения, постановления. Число страниц — результатов такой деятельности уже перевалило за сотню, но вычета ИФНС не вернула. Почему? Сомнения в сделке к/п квартиры? В документах? - ничего подобного, просто Налоговый кодекс предусматривает два пути: возврат вычета через работодателя или непосредственно через налоговую. ИФНС всеми силами «подталкивает» граждан на путь «через работодателя», хотя в этой есть определенное ограничение свободы выбора налогоплательщика в реализации его права на способы получение вычета. Заметим по ход дела, что в России примерно сороки миллионов россиян трудятся по словам экс. Министра труда Татьяны Голиковой «непонятно где», т. е. в зоне «серых» трудовых отношений. Мы же не можем думать, что Закон ставит таких граждан в дискриминационное положение в сравнении с официально трудоустроенными? - Не можем, Налоговый кодекс исключает любую дискриминацию по полу, роду занятий, возрасту, социальному положению
Возврат налогового вычета: эпизод седьмой.
Легко догадаться почему ИФНС «волокитит» дело с возвратом налога: кризис, экономия бюджетных денег. Но Закон, т. е. Налоговый кодекс не знает такого понятия как «кризис» или «политическая целесообразность». Поэтому вместо нормального исполнения требований статьи 220 Налогового кодекса, ИФНС преуспевает в искусстве составления витиеватых писем и уклончивых решений. Год назад суть писем можно было сформулировать очень просто: «да право на вычет Вы как налогоплательщик имеете, но потерпите до следующей декларационной кампании». В этом имеется дол лукавства: для определения размера имущественного налогового вычета достаточно самой сделки и расходных документов, а подача налоговой декларации — это просто сигнал для запуска целого комплекса действий, целью которых и является возврат налогоплательщику его «кровных», кстати они аккуратно показаны в личной кабинете налогоплательщика К. Почему тогда эту переплату не вернуть как деньги со счета в банке?
Трудности диалога
Но вот наступил 2016 г., окончилась декларационная кампания, проверена налоговая декларация — а вычет так не возвращен. К. обращается очередной раз в суд. Далее мы приводим диалог, опуская специальную судебную лексику и излишнюю помпезность наподобие Ваша честь, при наличии отсутствия и т. д. И т. п.
Суд: почему Вы не обращались прежде в вышестоящий налоговый орган по вопросу имущественного налогового вычета?
Налогоплательщик: Я обращался в 2015 г. по той же сделки, тем же документам в областную налоговую и Федеральную налоговую службу г. Москва — их ответы есть в деле, суть ответов сводится к возможности получения вычета в 2016 г.
Суд: но именно с декларацией по итогам 2015 Вы не обращались, поэтому до-судебной порядок не соблюден, я оставляю иск без рассмотрения. (В переводе на русский язык — отфутболиваю).
Ну что ж, отфутболили утром, а вечером того же дня налогоплательщик отправил заказным письмом новое административное исковое заявление и приложением квитанции об отправке повторной жалобы (только лишь даты поменялись) в областную налоговую инспекцию. Опять продолжается диалог.
Суд: где ответ из налоговой по Вашей жалобе?
Налогоплательщик: расчетное время 15 календарных дней, они истекли сегодня, решения о продлении срока рассмотрения жалобы в личном кабинете налогоплательщика нет. Следовательно, у меня возникло право на обращение в суд.
Суд, напряженно думая: где акт налоговой о полном либо частичном отказе в возврате вычета по Вашему заявлению?
Налогоплательщик: такой акт вынесен десять дней назад и будет мне торжественно вручен через 12 часов — вот приглашение на аудиенцию в налоговую, я ходатайствую об истребовании этого важного для дела доказательства судом.
Суд: ну мы так не сможем уложиться в десятидневный процессуальный срок . . .
и суд снова отфутболивает административное исковое заявление налогоплательщика.