Административное воздействие
Распространены и косвенные способы давления на подсудимого, которые позволяют искусственно занижать число ходатайств о рассмотрении дел в суде присяжных. Так, согласно постановлению пленума Верховного суда от 22 ноября 2005 года № 23 судья обязан узнать у обвиняемого, понятны ли ему особенности рассмотрения уголовного дела судом с участием выборной коллегии, перед тем как он удовлетворит его ходатайство. На деле же эта процедура превращается в сознательную дискредитацию суда присяжных: судья просто запугивает подсудимого, описывая ему все те препоны, с которыми он неизбежно столкнется, если все же предпочтет «народный суд».
Есть и другой рычаг давления. Екатерина Ходжаева в своем исследовании отмечает, что «если присяжные, рассматривающие дело на районном уровне, вынесли обвинительный вердикт, председательствующие судьи назначают более строгое наказание, чем если бы они рассматривали дело единолично». Социолог приводит следующие данные: при обвинении в покушении на сбыт, перемещение или производство наркотических и других запрещенных средств в судах общей юрисдикции больше половины подсудимых в 2019 году получили срок восемь лет или меньше, тогда как из пятнадцати осужденных по таким делам в суде присяжных только один получил столь же мягкое наказание. Все остальные отправились за решетку на куда более продолжительный срок.
Таким образом, с некоторой осторожностью предполагает Екатерина Ходжаева, «судьи неформально наказывают за то, что подсудимый выбрал более затратную форму судопроизводства, и одновременно посылают сигнал остальным обвиняемым осторожнее относиться к ходатайствам о суде присяжных». Эту статистику нередко используют в качестве дополнительного аргумента для подсудимого, который ходатайствует о передаче дела на рассмотрение коллегией присяжных.